1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ)
Комментарий к статье 5.56 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, и в частности с заключительными стадиями избирательного процесса, процесса референдума, а также этапами, выходящими за временные рамки этих процессов (см. ч. 2 данной статьи).
Данные отношения регламентируются законодательством РФ и субъектов РФ о выборах и референдумах (см. их перечень в п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).
2. Этап подведения итогов голосования на выборах, референдуме связан с обязательным четким документальным оформлением избирательными комиссиями, комиссиями референдума и их уполномоченными членами всех процессуальных действий - составлением протоколов об итогах голосования, сводных таблиц об итогах голосования. Другими документами, связанными с подготовкой и проведением выборов, являются: акты о передаче бюллетеней для голосования от вышестоящих комиссий нижестоящим комиссиям и о погашении неиспользованных бюллетеней, акты о выдаче избирателям, участникам референдума открепительных удостоверений и о погашении неиспользованных удостоверений, особые мнения членов избирательных комиссий, комиссий референдума и др.
Перечисленные документы вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования направляются нижестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума в вышестоящую комиссию незамедлительно после подписания протокола. Порядок и способы доставки этих документов также регулируются законом.
3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц избирательной комиссии, комиссии референдума, выразившиеся в непредставлении либо несвоевременном представлении упомянутых выше документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.
4. Субъекты правонарушения по ч. 1 данной статьи названы в ее диспозиции - это председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума (по смыслу статьи - всех уровней, кроме Центральной избирательной комиссии РФ).
5. Законодательством РФ о выборах и референдумах также регламентируется порядок и сроки хранения документов, связанных с выборами, референдумом (см., например, п. 22 ст. 79, ст. 88 Федерального закона от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы в упакованном и опечатанном виде в охраняемых помещениях хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов, итоговые финансовые отчеты политических партий и т.д. хранятся не менее пяти лет.
Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, возлагается на председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума до передачи указанных документов в вышестоящую комиссию или в архив или до их уничтожения по истечении сроков хранения.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в действиях (бездействии) лиц, уполномоченных на хранение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, в результате которых документы были уничтожены до истечения срока хранения либо были уничтожены с нарушением порядка и сроков, предусмотренных законом.
7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, могут быть как уполномоченные должностные лица - председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума, так и граждане.
8. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.56 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с использованием документов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов. Непосредственный объект - установленный законом порядок передачи документов, связанных с выборами и референдумами, от нижестоящих избирательных комиссий (комиссий референдума) вышестоящим комиссиям (ч. 1), а также порядок обеспечения сохранности таких документов (ч. 2).
Названный порядок и соответствующие правила работы с документами установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.
Правоприменительная практика показывает, что при подготовке выборов (референдума) и в ходе избирательной кампании (кампании референдума) используется множество разнообразных документов, имеющих юридическое значение. Это акты, ведомости, реестры; списки избирателей, списки кандидатов; подписные листы (листы поддержки); открепительные удостоверения; избирательные бюллетени (бюллетени для голосования на референдуме); решения, постановления, протоколы избирательных комиссий; особые мнения членов комиссии; обращения, заявления, жалобы, запросы; отчеты, сведения и др. Именно они могут быть предметом конкретного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.
Документы, связанные с проведением выборов и референдумов, должны своевременно (незамедлительно, в установленные сроки и т.п.) передаваться из нижестоящей избирательной комиссии (комиссии референдума) в вышестоящую, и наоборот.
Так, согласно Закону первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную комиссию в день голосования жалобы (заявления) на нарушения закона, принятые по ним решения участковой комиссии и составленные ею акты и реестры.
Закон также требует, чтобы не только первый экземпляр протокола об итогах голосования, но и вся избирательная документация (документация референдума), включая бюллетени, при первой же возможности председателем или секретарем участковой комиссии (либо по их поручению) была представлена (доставлена) в вышестоящую комиссию непосредственно либо иным способом, обеспечивающим сохранность этой документации и доставку ее по назначению (п. п. 30, 34 ст. 68 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Разрабатываемый на основе действующего законодательства порядок хранения, передачи в архив и уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов утверждается Центральной избирательной комиссией РФ (для федеральных выборов и референдумов), избирательными комиссиями субъектов РФ (для региональных и местных выборов и референдумов). Так, Порядок хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ в 2012 году, и Порядок уничтожения аналогичных документов утверждены Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 01.06.2011 N 13/149-6).
Документация комиссий всех уровней, включая подписные листы с подписями избирателей, участников референдума, бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей, участников референдума, подлежит хранению в течение установленных законом сроков. В соответствии с п. 10 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ бюллетени для голосования на выборах (референдуме), открепительные удостоверения, списки избирателей (участников референдума) и подписные листы в упакованном и опечатанном виде в охраняемых помещениях хранятся не менее одного года со дня официального опубликования итогов голосования и результатов выборов (референдума). Сроки хранения протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования не могут быть менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня, а комиссий референдума - менее пяти лет со дня опубликования итогов голосования. В случае рассмотрения в суде жалобы на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов (референдума), возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением избирательных прав (права на участие в референдуме), сроки хранения соответствующей документации продлеваются до вступления в законную силу решения суда (прекращения дела в соответствии с законом).
Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, возлагается на председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии (комиссии референдума) до передачи указанных документов в вышестоящую комиссию или в архив или до их уничтожения по истечении сроков хранения.
2. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляет бездействие названных в ней должностных лиц избирательной комиссии (комиссии референдума), выразившееся в непредставлении (либо действие, выразившееся в несвоевременном представлении) упомянутых выше документов, связанных с подготовкой и проведением выборов (референдума), в вышестоящую комиссию.
Представление таких документов не в полном объеме либо с нарушениями требований к их оформлению и т.п. объективной стороной данного правонарушения не охватывается.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в действиях лиц, досрочно (до истечения установленного срока хранения) уничтоживших избирательные (референдумные) документы, либо осуществивших уничтожение таких документов с нарушением установленного порядка (например, путем сдачи в утиль или выброса на мусорную свалку вместо сжигания, измельчения в специальном аппарате, превращения в бумажную крошку и т.п.).
3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1, может быть только должностное лицо из числа указанных в статье. Правонарушение, предусмотренное в ч. 2, могут совершить как работники аппарата или члены избирательной комиссии (комиссии референдума), так и ее руководители (должностные лица) - председатель, заместитель председателя, секретарь.
Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью (например, при пропуске срока представления документов).