Статья 5.40. Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке

Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.40 КоАП РФ

1. Трудовой кодекс РФ обязывает администрацию предприятий, учреждений, организаций неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда. Согласно Кодексу в случае возникновения коллективного трудового спора порядок его разрешения предусматривает, в частности, проведение примирительных процедур в определенные сроки. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) уклоняется от примирительных процедур или не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняет решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную ответственность в порядке, установленном федеральными законами (ст. 409 ТК).

Кодекс детально регламентирует порядок принятия решений об объявлении забастовок, порядок и сроки их проведения и т.д., а также гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки. В частности, участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения дисциплины. За забастовщиками сохраняются место работы и должность. Работникам, не участвовавшим в забастовке, но в связи с ней не имевшим возможности выполнять свою работу, производится оплата простоя (ст. 414). Запрещается локаут - увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидация или реорганизация организации (ст. 415).

2. Объектом посягательства при принуждении к участию или отказу от участия в забастовке является право гражданина на защиту своих законных трудовых интересов.

3. Субъектами правонарушения могут быть граждане и должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, руководители и другие работники, осуществляющие в организациях управленческие функции.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в насилии или угрозе насилия либо в использовании зависимого положения принуждаемого.

Насилие предполагает совершение активных действий и может выражаться в умышленном нанесении побоев, телесных повреждений, в истязании и т.п. Под угрозой насилия имеется в виду запугивание принуждаемого действиями или высказываниями, выражающее реальное намерение немедленно применить физическое насилие (вплоть до убийства) к самому принуждаемому или к его близким родственникам. При этом следует иметь в виду, что такие действия образуют не только административное правонарушение, но и уголовно наказуемое деяние. Под зависимым положением имеется в виду как служебная, так и материальная зависимость.

5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом и наличием цели - принуждение к участию или отказу от участия в забастовке.

6. Вышеизложенное касается только законных забастовок, проводимых с соблюдением правил и процедур, установленных законодательством.

Вместе с тем исходя из норм ч. 3 ст. 55 Конституции РФ законом запрещены забастовки в Вооруженных Силах РФ, органах внутренних дел, гражданской авиации, железнодорожном транспорте, на объектах использования атомной энергии.

Организация незаконной забастовки, участие в ней может повлечь в зависимости от обстоятельств и последствий дисциплинарную или уголовную ответственность. Не исключена в этих случаях и административная ответственность по ст. 20.26 Кодекса.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1).

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 5.40 КоАП РФ

1. Непосредственным объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является право гражданина на защиту своих трудовых прав и законных интересов, в том числе путем участия в забастовке.

Статья 37 Конституции РФ и Трудовой кодекс РФ гарантируют право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК РФ) либо работодатель (представитель работодателя) не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения (ст. 408 ТК РФ), или не исполняет решение трудового арбитража, то работники (или их представители) имеют право приступить к организации забастовки (за исключением случаев, когда в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ забастовка не может быть проведена).

При этом участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 409 ТК РФ). Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут юридическую ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Административная ответственность за это установлена комментируемой статьей.

2. Объективная сторона данного правонарушения (принуждение к участию или отказу от участия в забастовке) выражается в действиях, а именно: в насилии или угрозе насилия либо в использовании зависимого положения принуждаемого.

Принуждение в отношении работника возможно как физическое (путем насилия), так и психологическое (путем запугивания, высказывания угроз применить насилие, а также с использованием зависимого положения принуждаемого и т.п.).

Насилие - это причинение побоев либо совершение других активных физических действий (нанесение телесных повреждений, истязание и т.п.), причиняющих потерпевшему легкий или средней тяжести вред здоровью (как опасный, так и не опасный для жизни). Угроза применения насилия есть психическое воздействие на человека, создающее впечатление о реальной возможности применить к нему насилие (запугивание жестами или высказываниями в отношении потерпевшего о возможном применении к нему или близким родственникам физического насилия); она должна быть реальной.

Осуществление принуждения путем использования зависимого положения принуждаемого предполагает как его служебную (в силу подчиненности по должности и т.п.), так и материальную (имущественную, финансовую) зависимость.

Принуждение к участию в забастовке, которая впоследствии решением суда признается незаконной, не влияет на квалификацию действий виновного по комментируемой статье. В отличие от принуждения к отказу от участия в незаконной забастовке, которое в таком случае не влечет административной ответственности по данной статье.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из упомянутых действий.

3. Субъектами этого административного правонарушения могут быть граждане (в том числе рядовые сотрудники администрации предприятия, организации) и должностные лица. Должностные лица - это, прежде всего, руководители, а также иные работники, наделенные соответствующими функциями и полномочиями и отвечающие критериям, установленным в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел), а также наличием цели - принуждение к участию или отказу от участия в забастовке.

Данное правонарушение следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.26 КоАП РФ (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а дела рассматривают судьи (п. 1 ч. 2 ст. 28.3, ст. 23.1 КоАП РФ).