Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Комментарий к статье 5.29 КоАП РФ

1. Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. ТК РФ в ст. 37 закрепляет обязанность сторон предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Кроме того, в ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определено право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую профсоюзам для осуществления их уставной деятельности. Указанная информация может касаться финансового состояния организации, доходов, затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), рынка труда, расходов на оплату труда. На основании полученной информации стороны (участники ведения коллективных переговоров) смогут успешно вести переговоры и подготовить проект коллективного договора.

2. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, а также органами по труду (ч. 1 ст. 51 ТК РФ). При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). На практике могут создаваться совместные комиссии обеих сторон для контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено в бездействии работодателя или лица, его представляющего, что создает препятствия для осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

4. Субъектом правонарушения по данной статье могут быть работодатель или лицо, его представляющее (см. комментарий к ст. 5.28), которые не предоставляют необходимую для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля информацию.

5. С субъективной стороны непредоставление информации характеризуется тем, что виновное лицо реально осознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.

6. О рассмотрении дел и составлении протоколов об административных правонарушениях по данной статье см. п. 8 комментария к ст. 5.28.

Другой комментарий к статье 5.29 КоАП РФ

1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются трудовые права граждан, гарантируемые трудовым законодательством. Непосредственный объект этого правонарушения - право работников на заключение коллективного договора, соглашения, в т.ч. право на получение необходимой для этого информации.

Согласно закону сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется необходимая информация. Трудовой кодекс РФ (ч. 7 ст. 37) закрепляет обязанность сторон (работников и работодателя) предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Указанная информация может касаться различных социально-трудовых вопросов и финансово-экономического состояния организации. На основании полученной информации участники ведения коллективных переговоров могут успешно вести переговоры и подготовить высококачественный проект коллективного договора.

Закон также гарантирует сторонам осуществление контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. При его осуществлении стороны обязаны предоставлять друг другу необходимую информацию. Имеющаяся у работодателя информация должна быть предоставлена другой стороне не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса (ст. 51 ТК РФ).

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено в бездействии работодателя (или лица, его представляющего), что создает препятствия проведению коллективных переговоров или осуществлению контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

Непредоставление в установленный срок (ч. 7 ст. 37, ч. 2 ст. 51 ТК РФ) необходимой информации (о количестве рабочих мест, о поставщиках, о наличии средств индивидуальной и коллективной защиты, о финансовом плане и производственной программе или о их изменении и т.п.) может быть результатом прямого отказа или длительной затяжки в решении этого вопроса со ссылками на те или иные причины (например, на необходимость обеспечения сохранности государственной или коммерческой тайны и т.п.).

Данное правонарушение считается оконченным с момента истечения установленного срока для предоставления информации (бездействие).

2. Статья 54 (ч. 2) ТК РФ говорит о том, что лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Однако, судя по диспозиции комментируемой статьи, субъектом данного правонарушения является только работодатель (или его представитель), причем как физическое лицо, которое не предоставляет в установленный срок необходимую для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля информацию. Системное толкование ст. 2.10 КоАП РФ во взаимосвязи с комментируемой статьей позволяет прийти к выводу, что юридическое лицо не является субъектом ответственности за данное правонарушение.

Согласно ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора представляют руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично), если он выступает в качестве работодателя, а также уполномоченные ими лица в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации). Обычно представитель работодателя (например, один из заместителей директора, сотрудник отдела кадров, бухгалтерской службы и т.п.) наделяется соответствующими полномочиями на ведение переговоров (в том числе на предоставление необходимой информации и документов), доверенностью, выданной в установленном порядке руководителем организации (юридического лица).

Субъективная сторона правонарушения - непредоставления в установленный срок информации - характеризуется умышленной виной. Не исключается также неосторожная форма вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная служба по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ, должностные лица которой и рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ).