Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.
Комментарий к статье 5.28 КоАП РФ
1. Правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей закреплены в Трудовом кодексе РФ.
2. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступать представители работников или работодатель, т.е. любая из сторон. В соответствии со ст. 37 ТК РФ участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.
Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.
В случаях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 37 ТК РФ, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о начале коллективных переговоров от другой стороны, обязаны в семидневный срок вступить в переговоры. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей (ст. 36 ТК РФ). Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон, являющихся участниками указанных переговоров. Дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Если в течение семи дней со дня предложения о начале коллективных переговоров данное предложение игнорируется работодателем или лицом, его представляющим, этот факт рассматривается как уклонение от участия в переговорах.
3. Основываясь на действующем законодательстве, руководитель организации и председатель профкома могут издавать совместный документ в виде Положения о порядке ведения коллективных переговоров. В нем устанавливается общий срок их проведения, сроки разработки проекта договора, сроки его доработки, сроки повторных переговоров в случае неодобрения общим собранием работников (конференцией) проекта коллективного договора и т.д. Умышленное нарушение обозначенных сроков лицами, уполномоченными на проведение переговоров, является основанием для привлечения к административной ответственности.
4. Комиссии, сформированной для ведения коллективных переговоров, должны быть созданы условия для работы. Ей должны быть предоставлены необходимая информация и технические средства.
5. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в неправомерных действиях, так и в бездействии, создающих различные препятствия ведению переговоров о заключении коллективного договора, соглашения, а также нарушающих установленный срок их заключения.
6. С субъективной стороны данный проступок характеризуется тем, что виновное лицо реально осознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.
7. Субъектом правонарушения по данной статье могут быть работодатель или лицо, его представляющее (см. ст. 33 ТК РФ).
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.28 КоАП РФ
1. Комментируемая статья - первая в перечне статей, предусматривающих административную ответственность за нарушения законодательства, регулирующего порядок и процедуру заключения коллективных договоров, соглашений (ст. ст. 5.28 - 5.34 КоАП РФ). Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются трудовые права граждан, гарантируемые трудовым законодательством. Непосредственный объект этого правонарушения - право работников на заключение коллективного договора, соглашения.
Коллективные договора и соглашения имеют важное значение в регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Соглашение же, как определено в ст. 45 ТК РФ, - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Правовые основы разработки, заключения (изменения) и выполнения коллективных договоров и соглашений закреплены в Трудовом кодексе РФ (часть II Раздел II Социальное партнерство в сфере труда).
Согласно ст. 36 ТК РФ инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступать как представители работников, так и работодатель. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон (участниками указанных переговоров).
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению переговоров и их полномочий.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. Если в течение семи дней со дня предложения о начале коллективных переговоров данное предложение игнорируется работодателем (или лицом, его представляющим), этот факт может рассматриваться как уклонение от участия в переговорах.
Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения на локальном уровне (т.е. на предприятии, в организации и т.п.) образуется комиссия из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Аналогичные комиссии для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений создаются на федеральном, территориальном и отраслевом уровнях. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон - участников указанных переговоров (ст. 35 ТК РФ).
В соответствии со ст. 32 ТК РФ работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, участвующих в переговорах, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Поэтому комиссии, сформированной для ведения коллективных переговоров, должны быть созданы необходимые условия для работы (помещение, технические средства, документальная информация и т.п.).
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев со дня начала переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с законом.
2. С объективной стороны данное правонарушение выражается обычно в форме бездействия (потенциальный виновник не совершает тех действий, которые он обязан совершить в соответствии с законом, либо совершает их несвоевременно). Реже - в форме действий (например, предоставление неисправной оргтехники, что не позволяет своевременно подготовить необходимые документы для заключения коллективного договора). Формы уклонения от участия в переговорах могут быть разнообразными: это прямой отказ, необоснованные предложения по изменению уже согласованных условий, неявка не переговоры и т.п.
Нарушение установленного срока (три месяца - ч. 2 ст. 40 ТК РФ) может быть следствием неявки на переговоры без уважительных причин. Нарушение требований закона об обеспечении работы комиссии по подготовке коллективного договора (соглашения) может выражаться в непредоставлении (или отказе в предоставлении) помещения для проведения переговоров, в отказе предоставления технических средств (оргтехники и т.п.). Непредоставление информации (справок, иных документов и материалов), необходимой для проведения коллективных переговоров, образует отдельный состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.29 КоАП РФ
Оконченным данное правонарушение считается с момента истечения срока на совершение предусмотренного законом действия на вступление в переговоры (бездействие), либо с момента совершения какого-то из указанных действий.
3. Часть 1 ст. 54 ТК РФ говорит о том, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом. Однако, судя по диспозиции комментируемой статьи, субъектом данного правонарушения является только работодатель (или его представитель), причем как физическое лицо. Системное толкование ст. 2.10 КоАП РФ во взаимосвязи с комментируемой статьей позволяет прийти к выводу, что юридическое лицо не является субъектом ответственности за данное правонарушение.
Согласно ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации или индивидуальный предприниматель (лично), если он выступает в качестве работодателя, а также уполномоченные ими лица в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации). Обычно представитель работодателя (например, один из заместителей директора, сотрудник отдела кадров и т.п.) наделяется соответствующими полномочиями на ведение переговоров, доверенностью, выданной в установленном порядке руководителем организации (юридического лица).
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения обычно характеризуется умышленной формой вины, реже - неосторожной (см. ст. 2.2 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная службы по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ, должностные лица которой и рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ).