Статья 5.21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума

(наименование в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
Неперечисление, а равно перечисление в неполном объеме или с нарушением установленных законом сроков органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, наделенными соответствующими полномочиями по перечислению средств, кредитной организацией, отделением связи средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ

Комментарий к статье 5.21 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов и, в частности, с их финансированием. Эти общественные отношения урегулированы соответствующим законодательством РФ о выборах и референдумах (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

2. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума предусматривает, прежде всего, финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий (комиссий референдума), для чего в бюджетах всех уровней отдельной строкой выделяются средства не позднее чем в десятидневный срок со дня опубликования решения о назначении выборов и производится их перечисление и перераспределение по иерархии от вышестоящих комиссий к нижестоящим.

3. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местного бюджета). Финансирование мероприятий по подготовке и проведению референдума Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, финансирование иных референдумов - соответственно за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации порядок перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии РФ, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ (см. Инструкцию ЦИК РФ о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных Центральной избирательной комиссии РФ, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума).

4. Законодательством устанавливаются целевое назначение расходов избирательных комиссий, комиссий референдума, финансируемых из средств государственного или местного бюджета, сроки перечисления денежных средств, порядок открытия и ведения счетов и т.д.

При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ Центральная избирательная комиссия РФ перечисляет денежные средства на проведение выборов не позднее чем за 50 дней до дня голосования избирательным комиссиям субъектов РФ, которые распределяют и перечисляют их территориальным избирательным комиссиям, при проведении референдума РФ - не позднее чем за 45 дней.

В случае неперечисления или несвоевременного перечисления средств расходы избирательных комиссий (комиссий референдума) оплачиваются за счет кредитов банков, которые предоставляются этим комиссиям на конкурсной основе.

5. В комментируемой статье речь идет также и о перечислении денежных средств, поступающих на специально открытые счета кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным (инициативным агитационным) группам участников референдума. Эти денежные средства необходимы указанным субъектам для осуществления ими предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и иной деятельности, связанной с подготовкой и проведением выборов (референдума). Поэтому крайне важно, чтобы эти денежные средства были вовремя, в отведенные для этого законом сроки, перечислены и получены адресатом.

6. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляет бездействие (действие) уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет или осуществляет с опозданием (без уважительной причины) перечисление денежных средств, поступающих избирательным комиссиям (комиссиям референдума), а также кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума из различных источников.

7. В зависимости от того, на каком этапе, уровне совершается данное правонарушение и чьи финансовые интересы оно затрагивает, субъектами его могут быть следующие должностные лица:

а) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями по перечислению средств: органов общей и специальной компетенции - правительств, администраций, министерств финансов, финансовых управлений, департаментов, отделов (при исполнении соответствующих бюджетов, перечисляющих денежные средства соответствующим уровню выборов, референдума избирательным комиссиям, комиссиям референдума);

б) кредитных организаций - банков (при перечислении денежных средств через банк кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам участников референдума, избирательным комиссиям, комиссиям референдума);

в) отделений связи (при осуществлении переводов посредством почтовой и электрической связи).

8. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять инспекторы Счетной палаты РФ (п. 3 ч. 5 ст. 28.3). Возбуждение дела осуществляется также прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Другой комментарий к статье 5.21 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают отношения по поводу финансирования выборов и референдумов. Непосредственный объект правонарушения - установленные законом правила, касающиеся своевременного перечисления из бюджета финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума).

Общие условия финансового обеспечения подготовки и проведения выборов (референдума) за счет средств бюджета установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 57 - 60), другими федеральными законами, законами субъектов РФ.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов (п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Аналогичным образом через систему избирательных комиссий (комиссий референдума), являющихся главным распорядителем этих бюджетных средств, осуществляется финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума.

Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в федеральные органы государственной власти (общероссийского референдума), устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ (См. Инструкцию о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим избирательным комиссиям, комиссиям референдума, утвержденную Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21.08.2007 N 26/196-5).

Аналогичный порядок перечисления денежных средств, выделенных из регионального бюджета, местного бюджета избирательной комиссии субъекта РФ, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти субъекта РФ, в органы местного самоуправления (регионального и местного референдумов), устанавливается избирательной комиссией субъекта РФ по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка РФ в субъекте РФ. Денежные средства перечисляются через систему органов федерального казначейства на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка РФ, а в случае их отсутствия - в филиалах Сбербанка РФ.

В комментируемой статье в числе получателей финансовых средств указаны не только избирательные комиссии (комиссии референдума), но и кандидаты, избирательные объединения, инициативные и иные группы участников референдума. Однако в настоящее время законодательство о выборах и референдумах не предусматривает бюджетное финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений, инициативных и иных групп по проведению референдума. Соответственно бюджетные средства на их специальные счета избирательными комиссиями (комиссиями референдума) не перечисляются.

2. Данное правонарушение совершается, как правило, в форме бездействия со стороны уполномоченного должностного лица, которое не осуществляет перечисление избирательным комиссиям (комиссиям референдума) денежных средств, предназначенных в соответствующем бюджете для проведения выборов (референдума).

Правонарушение может характеризоваться также в перечислении уполномоченным должностным лицом денежных средств с нарушением установленных законом сроков (10 дней).

Оконченным правонарушение считается с момента истечения срока, установленного для перечисления денежных средств. Перечисление их уже после установленного срока не освобождает виновное должностное лицо от административной ответственности по данной статье.

3. Субъект данного правонарушения специальный - должностное лицо органа государственной власти, органа местного самоуправления, кредитной организации, отделения связи. В частности, это наделенные соответствующими полномочиями руководители:

- федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов РФ);

- органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств, администрации субъектов РФ, министерства финансов (или финансовые управления, департаменты);

- органов местного самоуправления (например, финансовые управления, комитеты местных администраций);

- кредитных организаций. Имеются в виду директора, управляющие и т.п. руководители банков, через которые осуществляется перечисление финансовых средств избирательным комиссиям (комиссиям референдума) на подготовку и проведение выборов (референдума);

- отделений связи. Заведующие и иные руководители отделений почтовой связи могут быть субъектами административной ответственности только в случае перечисления через них бюджетных средств на счета избирательных комиссий (комиссий референдума).

4. Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленной либо неосторожной виной (например, в случае небрежности, забывчивости своевременного перечисления средств и т.п.).