(Наименование в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
Оказание финансовой поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума, либо бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, связанных с проведением выборов, референдума и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, либо выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, либо внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц, либо оказание кандидату, инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума для проведения соответствующей избирательной кампании, кампании референдума материальной поддержки, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ
Комментарий к статье 5.20 КоАП РФ
1. Новая редакция комментируемой статьи уточняет диспозицию статьи, относя к административным правонарушениям также внесение пожертвований в соответствующие фонды через подставных лиц и обусловив применение мер административного наказания, если конкретные действия не влекут уголовной ответственности.
2. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов (референдума) и, в частности, порядком их финансирования.
3. Финансовая и иная материальная поддержка, оказываемая гражданами и юридическими лицами кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, должна осуществляться только через избирательные фонды, фонды референдума, создаваемые, соответственно, для финансирования избирательной кампании или проведения референдума (подробнее об этом см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1; п. 3 комментария к ст. 5.19).
4. Объективную сторону правонарушения составляют действия следующего характера: а) оказание финансовой или иной материальной поддержки избирательной кампании или деятельности инициативной группы по проведению референдума помимо их избирательных фондов, фондов референдума; б) связанное с проведением выборов, референдума бесплатное или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение юридическими лицами работ, оказание услуг либо реализация товаров (например, оказание организацией бесплатных рекламных услуг кандидату в целях поддержки в рамках предвыборной агитации); в) выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) внесение пожертвований в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц. Все вышеназванные действия направлены на достижение определенного результата на выборах, референдуме.
Если незаконная финансовая (материальная) поддержка в перечисленных формах оказана в крупных размерах, такое деяние квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 141.1 УК РФ.
Не является правонарушением добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ или оказание им услуг по подготовке и проведению выборов.
5. Рассматриваемое правонарушение может быть совершено только в период избирательной кампании (кампании референдума), т.е. с момента официального опубликования решения о назначении выборов (референдума) до дня официального опубликования результатов выборов (референдума).
6. Субъектами данного административного правонарушения могут быть: граждане, оказавшие незаконную финансовую и иную материальную поддержку; юридические лица и их должностные лица (руководители, руководители филиалов, начальники подразделений, оказавших незаконную материальную поддержку во время избирательной кампании или кампании референдума).
7. При разграничении правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.18, 5.19 и данной статьей, следует иметь в виду, что при одном и том же объекте посягательства в первых двух из названных статей речь идет об использовании незаконной финансовой и иной материальной поддержки, а в данной статье - об оказании такой незаконной поддержки. Соответственно, различаются и субъекты ответственности за эти правонарушения.
8. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть, как правило, совершено умышленно, реже - по неосторожности.
9. Помимо административного штрафа в качестве дополнительного административного наказания предусмотрена конфискация предмета правонарушения (материальные ценности, связанные с данным правонарушением, - товары, материальные результаты оказания услуг, выполнения работ и т.п.).
10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.20 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с финансовым обеспечением избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (инициативных и иных групп по проведению референдума). Непосредственный объект - установленные законом правила (в том числе ограничения и запреты) сбора (получения) и использования (расходования) кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами по проведению референдума денежных и иных средств при проведении избирательной (референдумной) кампании.
В данной статье (в отличие от ст. ст. 5.18, 5.19 КоАП РФ) речь идет не о незаконном использовании (расходовании) денежных средств или иных материальных ценностей кандидатами, избирательными объединениями, инициативными и иными группами по проведению референдума, а о незаконном финансировании - выделении (передаче, перечислении и т.п.) как денежных, так и иных средств и ценностей, а также об оказании иных форм материальной (имущественной) поддержки указанным лицам.
Согласно современному экономическому словарю материальные ценности - это ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов <2>. Товаром в имущественных отношениях (купли-продажи, мены, перевозки и др.) могут быть любые вещи (ст. 455 ГК РФ), результаты работ и услуги, т.е. определенные действия или определенная деятельность, направленные на определенный результат (ст. 702, ст. 779 ГК РФ) (подробнее см. п. 1 комментария к ст. 5.19 КоАП РФ).
--------------------------------
<2> См. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7695.
Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения в ходе подготовки и проведения выборов (в том числе порядок сбора (получения) и использования (расходования) ими денежных и иных средств и ценностей) устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ. Что касается расходования (использования) денежных средств инициативными и иными группами по проведению референдума, то помимо названного Федерального закона эти отношения (в зависимости от вида референдума - федеральный, региональный или местный) регулируются соответственно Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 N 5-ФКЗ и законами субъектов РФ.
Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, все финансовые операции (поступление и расходование средств) со специальными временными счетами кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, открываемыми ими для формирования их избирательных фондов (фондов референдума), регулируются (применительно к уровню проводимых выборов и референдумов) нормативными актами (инструкциями и т.п.) Центральной избирательной комиссии РФ по согласованию с Центральным банком РФ и избирательными комиссиями субъектов РФ по согласованию с соответствующими региональными подразделениями (управлениями) Центробанка России.
Основные правила установленного порядка сбора (получения) и расходования (использования) денежных средств и иной материальной поддержки при проведении избирательных кампаний (кампаний референдума) кандидатов, избирательных объединений (деятельности групп референдума), являющегося непосредственным объектом данного правонарушения, применительно к комментируемой статье заключаются в следующем.
Законодательство предусматривает, что все кандидаты и избирательные объединения, инициативные и иные группы участников референдума обязаны создавать собственные избирательные фонды (фонды референдума) для финансирования избирательной (референдумной) кампании. Выполняя данное требование, указанные субъекты открывают в учреждении (отделении) Сбербанка РФ (или в другой кредитной организации) специальный банковский счет, через который осуществляются все финансово-расчетные операции в период избирательной (референдумной) кампании (п. п. 1, 2, 11 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
По общему правилу граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной и иной группе по проведению референдума, но только через избирательные фонды (фонды референдума). Расходование ими в целях достижения определенного результата на выборах (референдуме)иных денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды (фонды референдума), запрещается. Также запрещено использование денежных средств помимо фонда референдума (п. п. 5, 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Все иные формы материальной поддержки (выполнение работ, предоставление (получение, реализация) товаров, оказание услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом) без оплаты из соответствующего избирательного фонда (фонда референдума) также недопустимы. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума).Фактически же такая поддержка возможна только после предварительной оплаты выполняемой работы или оказываемой услуги.
Допускаются лишь добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов (референдума) без привлечения третьих лиц (п. 5 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Также избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое (например, здание, помещение и т.п.) и движимое (например, автомобиль) имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день начала избирательной кампании (п. 6 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении хотя бы одного из незаконных действий, указанных в диспозиции комментируемой нормы. Совершая правонарушение, потенциальный нарушитель:
- оказывает финансовую поддержку избирательной кампании определенного кандидата, избирательного объединения (деятельности инициативной или иной группы по проведению референдума) помимо избирательного фонда (фонда референдума), т.е. без использования специального банковского счета. Подобная поддержка возможна как путем передачи наличных денег, так и в безналичном порядке - путем оплаты выставленных счетов, перечисления денег на банковский счет, не являющийся специальным счетом, и др.;
- выполняет для указанных лиц работы, оказывает услуги, реализует товары, связанные с проведением выборов (референдума) бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (тарифам). Например, это может быть изготовление или размножение агитационных листовок и иных предвыборных материалов, предоставление транспорта для перевозки грузов или пассажиров, рекламные услуги и т.п.;
- выполняет оплачиваемые работы, реализует товары, оказывает платные услуги без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения (инициативной или иной группы по проведению референдума) и без оплаты из соответствующего избирательного фонда (фонда референдума);
- вносит пожертвования (т.е. свои денежные средства) в избирательный фонд (фонд референдума) через подставных (т.е. иных) лиц.
- оказывает вышеуказанным лицам материальную поддержку без компенсации за счет средств избирательного фонда (фонда референдума). Такая поддержка со стороны физических и юридических лиц может осуществляться, например, путем предоставления (передачи) в пользование недвижимого (здания, помещения и т.п.) и (или) движимого имущества (автомобиля и др.) в ходе избирательной (референдумной) кампании.
Состав правонарушения формальный. Правонарушение совершается только в форме действий. Оно считается оконченным с момента использования указанной финансовой (денежной) или материальной поддержки.
3. В числе возможных субъектов ответственности за данное правонарушение указаны как физические (в том числе должностные) лица, так и юридические лица, оказывающие финансовую поддержку и материальную помощь участникам избирательного (референдумного) процесса. Физическое лицо - вменяемое, достигшее восемнадцатилетнего возраста, которое может выделить (передать, перечислить и т.д.) и израсходовать денежные средства и иные материальные ценности, выполнить необходимые работы, реализовать товары и оказать услуги, связанные с выборами (или референдумами) соответственно в интересах избирательной кампании того или иного кандидата, избирательного объединения (группы участников референдума).
В качестве юридических лиц субъектами данного правонарушения могут быть самые различные коммерческие и некоммерческие организации, в том числе те, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители и др. Правовой статус и признаки юридического лица определены в ст. ст. 48 - 54 ГК РФ.
В диспозиции комментируемой статьи в числе субъектов незаконной материальной поддержки указаны не только юридические лица (организации), но и их филиалы и представительства, а также "иные подразделения", ни статус, ни виды которых законодателем не раскрываются. В любом случае, следует исходить из того, что ответственность по данной статье должно нести юридическое лицо, т. к. именно оно оказывает финансовую помощь или материальную поддержку путем предоставления денег, имущества (вещей, предметов, товаров, материалов и т.п.), выполнения работ, оказания услуг (в том числе через филиал, представительство или иное подразделение). Филиалы, представительства, тем более иные подразделения статусом юридического лица не обладают (см. ст. 55 ГК РФ) и к ответственности в этом качестве не привлекаются.
4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел). Лицо осознает, что оказывает незаконную финансовую помощь и материальную поддержку субъекту избирательной кампании (кампании референдума), используя при этом соответствующие денежные и иные средства и материальные ценности, и желает выполнить эти действия.
Мотивы при этом могут быть любыми. Чаще всего они связаны со специальной целью - достижением определенного результата на выборах (референдуме), что, однако, трудно доказывать на практике.
Анализ диспозиции комментируемой статьи показывает, что административная ответственность по данной статье наступает, если вышеуказанные действия не содержат состава уголовного преступления. Если же незаконная денежная и иная материальная поддержка участников выборов или референдума осуществляются в крупном размере (свыше одной десятой всех расходов средств избирательного (референдумного) фонда), то может наступить уголовная ответственность по ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.
Данное правонарушение следует отграничивать от правонарушений, предусмотренных ст. 5.18 и ст. 5.19 КоАП РФ, которые устанавливают ответственность самих участников избирательного (референдумного) процесса. В первом случае - за незаконное расходование (использование) ими денежных средств, во втором - за незаконное использование иной (не денежной) материальной поддержки. Таким образом, комментируемая статья отличается от ст. ст. 5.18 и 5.19 КоАП РФ по субъектам ответственности за установленные ими правонарушения.