1. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
2. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
4. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
5. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
6. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
(Часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
Комментарий к статье 27.8 КоАП РФ
1. Ряд положений комментируемой статьи, прежде всего о понятых, применении общих способов фиксации вещественных доказательств, содержании протокола об осмотре, сохранили общие подходы Кодекса к личному досмотру, досмотру вещей, находящихся при физическом лице (см. комментарий к ст. 27.7). Вместе с тем в отличие от ч. 6 ст. 27.7 при осмотре, устанавливаемом комментируемой статьей, требуется составление отдельного протокола об осмотре.
2. Об осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица - индивидуальном предпринимателе - см. ст. 23 ГК РФ, о понятии юридического лица - главу 4 ГК РФ. О статусе законного представителя юридического лица см. ст. 25.4 Кодекса.
3. Формулируя данную статью, законодатель применил расширительный подход при наделении всех должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, полномочиями по проведению осмотра. Вместе с тем значительная часть мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и осмотр, применяется в отношении пограничных с преступлениями составов административных правонарушений. Отсюда следует, что для применения осмотра недостаточно возложения на тот или иной орган исполнительной власти и его должностных лиц полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях. Должностным лицам, уполномоченным на проведение осмотра, может потребоваться, в частности, применение физической силы, специальных средств. Такими полномочиями в необходимом объеме обладают органы внутренних дел, таможенные органы, органы ФСБ России, другие правоохранительные органы, должностные лица которых уполномочены законодательством РФ в необходимых случаях применять меры принудительного воздействия. Кроме того, законодательством РФ об указанных органах в отдельных случаях прямо определено право их должностных лиц на проведение осмотра.
4. Одной из гарантий обеспечения прав лица, которому принадлежат соответствующие помещение, вещи, документы, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, является положение ч. 2 данной статьи о проведении осмотра в присутствии представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя. Согласно ч. 6 данной статьи протокол об административном правонарушении должен быть подписан, как правило, законным представителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем, а копия протокола вручается указанным лицам.
Другой комментарий к статье 27.8 КоАП РФ
1. Осмотр представляет собой непосредственное изучение лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, при участии понятых участков местности, помещений, отдельных предметов и иных объектов в целях пресечения правонарушения, обнаружения предметов и орудий совершения правонарушения, установления иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Непосредственное изучение в ходе осмотра обстановки позволяет лицу, осуществляющему производство, составить наиболее точное и полное представление о характере правонарушения и на этой основе сделать заключение о наличии или отсутствии признаков правонарушения.
2. Основанием для применения осмотра как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, налогообложения и иных сферах функционирования субъектов, имеющих специальный статус - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
По смыслу комментируемой статьи осмотру могут подвергаться только помещения, принадлежащие юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и, соответственно, используемые для осуществления предпринимательской деятельности (торговые помещения, места хранения товаров и оборудования, помещения для оказания услуг - мойки автомобилей, риэлтерские конторы и т.п.) и находящиеся там вещи и документы.
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве и в установленном законом порядке. Некоторые виды предпринимательской деятельности осуществляются только при наличии специального разрешения (лицензии); отсутствие лицензии является правонарушением.
Следует отметить, что помещения и территории могут принадлежать гражданам и юридическим лицам не только на праве собственности, но и на правах аренды, пользования, распоряжения и т.д.
3. Комментируемая мера применяется только в отношении лиц со специальным статусом - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Этот статус подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо зарегистрированным надлежащим образом уставом юридического лица.
По смыслу комментируемой статьи при осуществлении в помещении незаконной торговой, хозяйственной деятельности лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и не представляющим юридическое лицо, уполномоченные должностные лица не могут применять рассматриваемую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
4. Осуществлять осмотр вправе должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. По сравнению с доставлением и административным задержанием перечень этих лиц расширен - все должностные лица, в компетенцию которых входит составление протоколов об административных правонарушениях, вправе производить осмотр. Вместе с тем только должностные лица органов, уполномоченных применять меры непосредственного принуждения (органов внутренних дел, таможенных органов и др.), вправе при оказании индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица сопротивления принудительно провести осмотр помещения или территории.
5. Осмотр производится в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Так как данная мера носит неотложный характер и применяется для пресечения правонарушений, при отсутствии в момент осмотра индивидуального предпринимателя либо законного представителя юридического лица осмотр может проводиться в присутствии представителей данных лиц - продавца, торгового агента, кладовщика, бухгалтера и т.д.
С целью удостоверения факта и доказательств правонарушения, законности действий должностных лиц присутствие понятых обеспечивается на протяжении всей процедуры осмотра, от предъявления требования об осмотре помещения и территории и до изъятия вещей и документов.
6. Об осмотре помещения, территории, документа или вещи составляется протокол, в котором указываются дата, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе (юридический и фактический адрес, полные установочные данные предпринимателя или представителя юридического лица, номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя или устава юридического лица), сведения об осмотренных территориях и помещениях, о количестве, виде, размерах обнаруженных вещей с указанием их идентификационных признаков (применительно к алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте - серия, номер акцизных марок, дата розлива, данные об изготовителе, к оружию - марка, калибр, номер, количество патронов).
В случае необходимости с целью документирования факта совершения правонарушения применяются фотосъемка, видеозапись, иные способы фиксации вещественных доказательств.
Протокол осмотра подписывается должностным лицом, составившим его, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица, понятыми. При отказе предпринимателя или представителя юридического лица от подписи об этом делается отметка в протоколе, скрепленная подписями понятых.
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
7. Осмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с осмотром как мерой принуждения по уголовным делам, мерой принудительного исполнения в производстве по гражданским делам и иными мерами административного принуждения. Основное отличие заключается в том, что осмотр применяется только в связи с совершением административного правонарушения и только в отношении помещений, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности.
В ходе производства по уголовному делу может быть проведен осмотр жилища, места происшествия, местности, иного помещения, предметов и документов в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК РФ).