1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.
3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых (часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.
5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.
7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.
(Часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.
Комментарий к статье 27.7 КоАП РФ
1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий "личный досмотр", "досмотр вещей, находящихся при физическом лице" как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изм. и доп.), ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.
2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).
3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.
4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. ст. 26.2, 26.6 - 26.8 Кодекса.
5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.
Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.
6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия - личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.
Другой комментарий к статье 27.7 КоАП РФ
1. Личный досмотр - это досмотр вещей, находящихся на физическом лице (предметов одежды, обуви), и тела человека.
Досмотр вещей - это их обследование без нарушения конструктивной целостности. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, подразумевает досмотр багажа и ручной клади.
КоАП РФ не предусматривает возможность проведения досмотра вещей, собственник которых не известен (бесхозяйных, выброшенных, оставленных без присмотра вещей). Между тем ст. 243 КоАП РСФСР допускала проведение досмотра вещей в отсутствие их собственника. Подобное вытекает и из ч. 5 ст. 116 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой таможенный досмотр товаров может проводиться без декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении этих товаров, их представителей при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны; при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах; при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях; при оставлении на таможенной территории Таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
2. Основанием проведения личного досмотра и досмотра вещей как мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Целью применения этих мер является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление и административное задержание.
До начала досмотра уполномоченное лицо должно предложить лицу добровольно предъявить документы, удостоверяющие личность, выдать орудия совершения или предметы административного правонарушения. В случае добровольной выдачи досматриваемым лицом товаров должностное лицо вправе ограничиться их изъятием, если при этом отсутствуют достаточные основания полагать, что указанное лицо скрывает еще какие-либо предметы. Данное решение должно быть отражено в протоколе личного досмотра.
В случае необходимости для проведения личного досмотра могут быть приглашены медицинский работник, специалист, переводчик. Обследование тела досматриваемого проводится только медицинским работником. Специалист и переводчик не должны присутствовать в помещении, в котором проводится личный досмотр, в то время, когда лицо находится в нательном белье либо без одежды. Производство фото-, киносъемки и видеозаписи в это время в указанном помещении не допускается.
При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
В целях соблюдения норм нравственности личный досмотр проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в специально отведенном для этого помещении. Такое помещение должно быть изолированным и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в него других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра с их стороны должны быть исключены. Запрещается проводить личный досмотр нескольких лиц одновременно в одном помещении.
При сопровождении физического лица в помещение, где будет проводиться личный досмотр, обеспечивается контроль за тем, чтобы указанное лицо во время следования не выбросило либо не уничтожило находящиеся при нем товары, предметы, документы.
3. Законодатель впервые закрепил, что в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, досмотр может осуществляться без понятых.
Достаточные основания определяются поведением правонарушителя (агрессивность, отказ выполнить законные требования должностных лиц, оказание сопротивления), характером совершенного правонарушения (стрельба в общественных местах, мелкое хулиганство), показаниями свидетелей и потерпевших (об угрозе применения оружия или иных предметов, их демонстрация).
К оружию относится огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие.
Предметами, используемыми в качестве оружия, следует считать колюще-режущие предметы, предметы, ударами которых можно нанести человеку травму, самодельные взрывные устройства и т.п.
В случаях осуществления досмотра без участия понятых, оказания досматриваемым лицом сопротивления должностному лицу, проводящему досмотр, при попытках скрыть вещественные доказательства, а также в иных случаях с целью получения доказательств по делу, подтверждения законности проведения досмотра целесообразно применение фотосъемки, видеозаписи и других способов фиксации вещественных доказательств, о чем делается отметка в протоколе.
4. Личный досмотр как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет сходные черты с такой мерой принуждения по уголовным делам, как личный обыск. В соответствии со ст. 93, ст. 184 УПК РФ личный обыск проводится при задержании под стражу, а также при наличии достаточных данных полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный досмотр и досмотр вещей следует отличать от иных мер административного принуждения, которые применяются с целью предупреждения правонарушений и преступлений и не связаны с совершением конкретного административного правонарушения.
Так, в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ в условиях чрезвычайного положения может осуществляться личный досмотр и досмотр вещей граждан; лица, задержанные за нарушение режима комендантского часа, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру.
В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, вправе производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей (п. 12 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).
Согласно п. 25 части 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ сотрудники полиции вправе требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов.
Личному досмотру подвергаются лица, которым назначено наказание в виде административного ареста, по их прибытии в место отбывания административного ареста, а также по мере необходимости в период отбывания ими административного ареста (ст. 6 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ).
5. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
В протоколе помимо данных о дате, месте составления протокола, о лице, составившем протокол, и о лице, подвергнувшемся досмотру, обязательно указываются идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре (размер, тип, марка, количество, цвет, запах и т.д.). Применительно к оружию, например, необходимо указывать тип, марку, модель, калибр, серию, номер, иные идентификационные признаки, вид и количество боевых припасов. Применительно к обнаруженным документам - наименование, дату составления (выдачи), данные о составителе (органе, выдавшем документ), количество листов, первые и последние слова текста. При большом количестве различных документов может быть составлена опись.
В необходимых случаях обнаруженные вещи и документы изымаются лицом, проводившим личный досмотр.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, а также понятыми. При участии в досмотре медицинского работника, переводчика, специалиста протокол подписывается этими лицами. В случае отказа досматриваемого лица от подписи в протоколе делается запись об этом, скрепленная подписями понятых. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.