1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (пункт дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Комментарий к статье 25.11 КоАП РФ
1. Комментируемая статья определяет формы участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. При этом учитываются нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 24.6).
Участие прокурора в производстве по делу связано с его полномочиями возбуждать дело. Статья 28.4 КоАП РФ (см. комментарий к этой статье) определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех составов административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ. Это право прокурора вытекает, в частности, из норм ст. 25 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, прокурор вправе передать сообщение о факте правонарушения и материалы проверки в орган, правомочный рассматривать дело.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ постановление прокурора (аналогично протоколу об административном правонарушении) направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.
2. Пункт 2 ч. 1 комментируемой статьи предусматривает право прокурора участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела (см. комментарий к ст. 29.7 КоАП).
3. Пункт 3 ч. 1 данной статьи предусматривает право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении. Речь идет о протесте прокурора, содержание и порядок внесения которого предусмотрены ст. ст. 30.10, 30.12 - 30.19 КоАП РФ, ст. ст. 23 и ст. 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (см. комментарий к указанным выше статьям Кодекса).
4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность субъекта административной юрисдикции известить прокурора о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении несовершеннолетнего лица, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.) возлагает на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10). В этой связи прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях, так и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокуроров при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.
Другой комментарий к статье 25.11 КоАП РФ
Прокурор является самостоятельным участником производства по делу об административных правонарушениях, обладающим специальным статусом в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 со следующими полномочиями:
- возбуждать производство по делу об административных правонарушениях. Перечень составов административных правонарушений, по которым прокурор вправе возбуждать производство, указан в ст. 28.4 КоАП РФ. Данный перечень не является закрытым.
В п. 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что полномочием по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суд обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры;
- участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, пользуясь при этом соответствующими правами.
Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным:
- по делам об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;
- по делам, возбужденным по инициативе самого прокурора (ч. 2 комментируемой статьи);
- приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле в порядке, установленном ст. 30.10 КоАП РФ;
- совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1, а именно:
иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и пр.