Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях

1. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (часть дополнена с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения.

3. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении (часть дополнительно включена с 15 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 304-ФЗ).

Комментарий к статье 24.3 КоАП РФ

1. Открытое рассмотрение дел является принципом судопроизводства, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ. В данной статье сфера действия этого принципа расширяется и обязанность его соблюдения возлагается не только на судью, но и на все органы и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Поскольку рассмотрение дела происходит в различных инстанциях, в том числе судебных, обязанность открытого рассмотрения дела распространяется и на вышестоящие инстанции. Положения данной статьи соответствуют как требованиям Конституции РФ, так и нормам международного права (см. п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Принцип гласности - свидетельство демократичности, законности и справедливости. Открытое рассмотрение дел в присутствии публики позволяет обществу осуществлять социальный контроль за деятельностью органов и лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, что, в свою очередь, усиливает их ответственность за свою деятельность.

2. Открытое рассмотрение дел означает, что оно происходит в присутствии публики и желающие имеют свободный доступ в зал, могут во время процесса делать письменные заметки, фиксировать все происходящее.

3. Предусмотренное комментируемой статьей положение о допустимости, в порядке исключения из общего правила, проведения закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных настоящей статьей, соответствует содержанию ст. 123 (ч. 1) Конституции РФ.

В диспозиции данной статьи приводятся две причины, в силу которых может проводиться закрытое рассмотрение дел: необходимость предотвращения разглашения охраняемой законом тайны и обеспечения безопасности указанных в статье лиц, их чести и достоинства. См. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм. и доп.) и указы Президента РФ, периодически обновляющие перечни сведений, относимых к государственной тайне. См. также Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". Семейный кодекс РФ (ст. 139) запрещает разглашение тайны усыновления (удочерения).

4. В ч. 1 комментируемой статьи указаны лица, ради интересов обеспечения безопасности которых, а также их чести и достоинства может проводиться закрытое рассмотрение дела. Это положение, по сути, касается всех участников производства по делу. Конкретно круг лиц, нуждающихся в защите, определяется субъектом административной юрисдикции.

Установлено также, что решение о проведении закрытого рассмотрения дела должно быть оформлено определением судьи, органа, должностного лица.

5. Важное значение для обеспечения принципа открытости рассмотрения дел об административных правонарушениях имеет внесенное в комментируемую статью дополнение (см. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 304-ФЗ) о праве лиц, участвующих в производстве по делу (см. главу 25 КоАП РФ), вести письменную запись или аудиозапись процесса рассмотрения дела.

По сути дела, предусмотрена возможность освещения процесса в СМИ (при условии согласования таких действий с субъектом административной юрисдикции) путем прямой трансляции по радио или телевидению либо путем фотосъемки или видеозаписи.

Другой комментарий к статье 24.3 КоАП РФ

1. По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, т.е. публично. Открытость рассмотрения дел об административных правонарушениях означает право любого лица присутствовать на рассмотрении дела об административном правонарушении. Лишить лицо этого права может только судья, должностное лицо или орган, рассматривающие дело об административном правонарушении. Принцип гласности разбирательства дел об административных правонарушениях вытекает из положений ч. 1 ст. 123 Конституции РФ.

В закрытом порядке дела рассматриваются:

- в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ (по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи);

- в случаях, если это может привести к разглашению:

государственной тайны, в т.ч. военной тайны (Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1);

коммерческой тайны (Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");

иной охраняемой законом тайны, например врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ);

- в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

2. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, как по ходатайству кого-либо из лиц, участвующих в деле, так и по усмотрению судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело. Данное решение оформляется в виде определения.

3. Частным случаем принципа открытости рассмотрения дела об административном правонарушении является право любого лица, участвующего или присутствующего при рассмотрении дела, фиксировать ход рассмотрения дело письменно или с использованием средств аудиозаписи. Для такого способа фиксации рассмотрения дела разрешения судьи, органа или лица, рассматривающих дело, не требуется. Тогда как фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются только с разрешения судьи, органа или должностного лица, рассматривающих дело.