Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

(Наименование в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

1. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.33 настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 7 августа 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, его заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, их заместители;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, их заместители.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ.

Комментарий к статье 23.57 КоАП РФ

1. Правовой основой регулирования отношений в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп.)), а также ряд других федеральных законов, регулирующих общественные отношения в сфере культуры.

2. В настоящее время функции по государственному контролю и надзору за соблюдением требований законодательства в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры федерального значения, их территорий и зон их охраны возложены на Министерство культуры РФ. Ранее осуществлявшая контрольно-надзорные функции в указанной сфере Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия была упразднена Указом Президента РФ от 8 февраля 2011 г. N 155, а ее функции переданы в непосредственное ведение Министерства культуры РФ.

Минкультуры России осуществляет контроль и надзор за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей, за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов РФ, за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, за деятельностью негосударственных музеев. Кроме того, Росохранкультура призвана осуществлять государственный контроль и надзор за сохранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофонда, за соблюдением законодательства об архивном деле.

Специальной функцией данного министерства является контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования культурного наследия федерального значения, включая контроль за состоянием таких объектов, а также контроль и надзор за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, за соблюдением законодательства в отношении культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны, и ряд других функций в сфере охраны и использования культурного наследия. Кроме того, Минкультуры России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные министерством должностные лица вправе выдавать письменные предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может негативно повлиять на состояние объекта культурного наследия (повлечь его разрушение, нарушить его целостность и сохранность), а также выдает предписания о привлечении к ответственности за повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, изменение его облика или интерьера, а также пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами соответствующих обязательных требований.

3. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указанные органы самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ решают вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта РФ, а также охраны объектов культурного наследия регионального значения (п. 15 ч. 2 ст. 26.3). В связи с этим в ч. 2 (п. 4) комментируемой статьи предусмотрено право руководителя соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и их заместителей рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 7.14, ст. 7.16, ст. 7.33 КоАП РФ, а также по ст. 7.13, если органам субъекта РФ переданы функции охраны объектов культурного наследия федерального значения.

4. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе Министр культуры РФ, его заместители; руководители структурных подразделений министерства, их заместители; руководители территориальных органов министерства, их заместители; а также руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в пределах установленной компетенции государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия и их государственную охрану, и их заместители.

Другой комментарий к статье 23.57 КоАП РФ

1. Правовой основой регулирования отношений в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

На базе упомянутого Закона должен быть принят Правительством РФ нормативный правовой акт о порядке осуществления государственного контроля и надзора за сохранностью и использованием культурных ценностей (см. комментарий к ст. ст. 7.13 - 7.16 КоАП РФ).

В настоящее время функции по надзору за соблюдением требований законодательства в сфере сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры, их территорий и зон их охраны возложены на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, находящуюся в ведении Министерства культуры РФ.

На Службу возложен государственный контроль и надзор за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей, за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов РФ, за состоянием Музейного фонда РФ, за деятельностью негосударственных музеев.

Кроме того, Россвязьохранкультура призвана осуществлять государственный контроль и надзор за сохранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации библиотечных фондов и кинофондов, за соблюдением законодательства об архивном деле.

2. Специальной функцией Службы является контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования культурного наследия федерального значения, включая контроль за состоянием таких объектов. Данная Служба осуществляет также контроль и надзор за соблюдением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, за соблюдением законодательства в отношении культурных ценностей, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны, и ряд других функций в сфере охраны и использования культурного наследия. Кроме того, на Службу возложен контроль и надзор за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах в установленной сфере деятельности.

Данная Служба вправе выдавать письменные предписания о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может негативно повлиять на состояние объекта культурного наследия (повлечь его разрушение, нарушить его целостность и сохранность), а также выдает предписания о привлечении к ответственности за повреждение, разрушение, уничтожение или перемещение объекта культурного наследия, изменение его облика или интерьера.

Указанная Служба призвана пресекать нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения юридическими лицами и гражданами соответствующих обязательных требований.

В субъектах РФ в рамках их компетенции организована государственная охрана памятников истории и культуры регионального и местного значения.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и его заместители, руководители территориальных органов указанной Службы и их заместители, а также руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования памятников истории и культуры, их заместители.