1. Непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.1.2 настоящего Кодекса) в случае, если представление такого уведомления является обязательным, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 131-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ)
Комментарий к статье 19.7.5-1 КоАП РФ
1. Административная ответственность, установленная комментируемой статьей, имеет целью обеспечение надлежащего исполнения субъектами предпринимательской деятельности обязанности по представлению уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Основания и порядок представления такого рода уведомлений предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп.) и Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (с изм. и доп.).
2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в сфере организации предпринимательской деятельности.
3. Объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 данной статьи состоит в непредставлении указанного выше уведомления, а ч. 2 данной статьи - в представлении уведомления, содержащего недостоверные сведения.
4. Субъектами административных правонарушений по данной статье являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, на которых возлагаются обязанности по представлению уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, а также их руководители и другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (см. примечание к ст. 2.4).
5. С субъективной стороны административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена комментируемой статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
6. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (п. 92 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 19.7.5-1 КоАП РФ
1. Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представить уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности установлена в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Перечень соответствующих видов предпринимательской деятельности устанавливается ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Перечень конкретных видов работ и услуг, о начале осуществления которых представляется уведомление, закрепляется в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
Уведомление подается в уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). Конкретный орган определяется в зависимости от сферы деятельности на основании положений п.п. 3 - 5(7) Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584. Наиболее широкий перечень видов деятельности относится к полномочиям Роспотребнадзора (п. 3 Правил). Среди прочих уполномоченных органов - Федеральное медико-биологическое агентство, Ространснадзор (при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, услуг по перевозке грузов морским и внутренним водным транспортом, услуг по перевозке железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа), Роструд (при оказании социальных услуг), Ростехнадзор (при выполнении работ (оказании услуг) по эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности) и др.
Уведомление может подаваться как в сам уполномоченный орган, так и его территориальные органы.
Порядок представления уведомлений устанавливает способ направления уведомления (п. 7 Правил). Оно должно быть либо представлено в уполномоченный орган непосредственно, либо направлено заказным почтовым отправлением с описью вложения (в этом случае днем отправки уведомления считается день отправки почтового отправления), либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя (днем подачи считается день регистрации документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа).
Уведомление должно быть направлено в двух экземплярах (п. 7 Правил).
В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Нарушение порядка представления уведомления (неиспользование электронной подписи при подаче электронного документа, подача заявления в одном экземпляре или непредставление сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) формально не подпадает под диспозицию статьи, хотя и отражено в ее названии. Между тем представление уведомления с нарушением порядка может вызвать неоднозначность трактовки в правоприменительной практике. По нашему мнению, диспозиция комментируемой нормы должна быть расширена.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения об изменении места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности, изменении места жительства индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица. Эти сведения должны быть представлены в десятидневный срок с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ). Ответственность за непредставление данных сведений также должна наступать по ст. 19.7.5-1, для чего ее диспозиция должна быть расширена.
2. Субъектами административного правонарушения являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги или выполняющие работы из перечня, приведенного в п. 2 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.04.2013 N 56-АД13-4, административное правонарушение, предусмотренное рассматриваемой статьей, не является длящимся и срок давности по нему начинает течь с момента начала предпринимательской деятельности.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (ст. 28.3 КоАП РФ).