1. Заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного контроля (надзора) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Дача заведомо ложного заключения экспертом по аккредитации, техническим экспертом при подготовке экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы -
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 160-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 1 октября 2004 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 118-ФЗ)
Комментарий к статье 19.26 КоАП РФ
1. Настоящей статьей, в отличие от ст. 17.9 КоАП РФ, предусмотрена ответственность эксперта за заведомо ложное заключение и на более ранней стадии производства по делам об административном правонарушении, т.е. еще до того, как дело рассматривается судьей, органом либо лицом, на это уполномоченными.
Такая ситуация может возникнуть, когда в соответствии со ст. 28.7 допускается проведение административного расследования. В этом случае требуются значительные временные затраты для проведения различных процессуальных действий, в том числе экспертизы.
Области законодательства, в которых выявление административного правонарушения требует значительных временных затрат, а потому и проведения административного расследования и связанного с ним совершения различных процессуальных действий, включая и проведение экспертизы, перечислены в ч. 1 ст. 28.7 Кодекса.
2. Под органами и лицами, осуществляющими государственный надзор (контроль), наделенными правом принимать решения о возбуждении дела и проведении административного расследования, понимаются должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 28.7 Кодекса.
3. Эксперт, приняв к исполнению порученную ему экспертизу, обязан провести полное исследование представленных материалов и документов и дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В соответствии со ст. 26.4 эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Нарушение этого требования может привести к вынесению незаконного постановления об административном правонарушении, к нарушению права лица, привлеченного к ответственности.
4. Под заведомо ложным заключением эксперта следует рассматривать заключение, противоречащее тому, к которому он пришел, не соответствующее выводам, которые он сам сделал, проведя экспертизу.
5. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что вопреки возложенной на эксперта обязанности он дал заведомо ложную информацию в виде заведомо ложного заключения. Заведомо ложное заключение эксперта может заключаться в игнорировании части материалов, подлежащих оценке, нарочитом искажении их качеств, заведомо ложном выводе, данном в заключении.
6. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в прямом умысле, о чем свидетельствуют слова "заведомо ложное". Лицо осознает противоправность совершаемого действия, но это его не останавливает. Мотивы в данном случае могут быть разные, например личная или корыстная заинтересованность. На наличие состава административного правонарушения они не влияют и могут лишь учитываться при назначении наказания.
7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют в соответствии с предоставленными им полномочиями должностные лица таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3), а также федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) (ч. 3 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 19.26 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области порядка управления в Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что вопреки возложенной на эксперта обязанности он сообщает заведомо ложную информацию в виде заведомо ложного заключения. Заведомо ложное заключение эксперта может состоять в игнорировании части материалов, подлежащих оценке, нарочитом искажении их качеств, заведомо ложном выводе, данном в заключении.
Оконченным это правонарушение считается с момента совершения (оно совершается только в форме действий).
2. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в прямом умысле.
В качестве субъекта выступает физическое лицо, обладающее необходимыми разрешениями на осуществление экспертной деятельности.