1. Уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 266-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Непредставление или несвоевременное представление по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль, предусмотренный законодательством Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 30 января 2005 года Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 187-ФЗ
Комментарий к статье 18.11 КоАП РФ
1. Комментируемая статья включена в Кодекс в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.
Правовой статус таких лиц регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.) регулирует общественные отношения, связанные с учетом перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства при их въезде в Россию, транзитном проезде через ее территорию, передвижении по территории страны, при выборе, при изменении места пребывания или жительства, а также при выезде из Российской Федерации.
В указанном Законе определены цели, основные принципы и содержание миграционного учета, права и обязанности иностранных граждан, полномочия органов миграционного учета, порядок регистрации иностранных граждан по месту жительства и по месту пребывания.
Во исполнение данного Закона Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 (с изм. и доп.) установлены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, определяющие порядок регистрации и снятия с регистрации иностранных граждан по месту жительства, постановки на учет по месту пребывания и снятия их с учета, особенности миграционного учета отдельных категорий иностранных граждан.
См. также утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94 Положение о государственной информационной системе миграционного учета (с изм. и доп.).
Приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 16 января 2007 г. N 10 утвержден Регламент проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений миграционного законодательства Российской Федерации территориальными органами Федеральной миграционной службы (РГ. 2007. 21 февр.).
2. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает ответственность за уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля и связанных с ним процедур, предусмотренных законодательством.
Объектом административного правонарушения в данном случае являются общественные отношения, связанные с обязанностью иммигранта соблюдать все установленные законом и подзаконными нормативными правовыми актами иммиграционные правила.
Объективная сторона выражается в уклонении иммигранта от проживания в месте временного содержания при посте иммиграционного контроля, в центре временного размещения иммигрантов, в месте, определенном территориальным органом Федеральной миграционной службы для временного пребывания, либо нарушении правил проживания в указанных местах в период определения статуса такого лица в Российской Федерации. В диспозиции данной статьи дан исчерпывающий перечень нарушений, влекущих ответственность, что исключает расширительное толкование нормы.
Субъектами правонарушения являются иностранные граждане и лица без гражданства, пребывающие в России в качестве иммигрантов, статус которых еще не определен. Если же иммигрант получил статус беженца, то к нему в случае нарушения правил, установленных для беженцев, должна применяться ст. 18.12.
3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление уполномоченному органу миграционного надзора и контроля документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами правил миграционного учета, в том числе Положения о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 г. N 94.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица (как отечественные, так и иностранные).
4. С субъективной стороны административное правонарушение по обеим частям комментируемой статьи может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. п. 1 и 15 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 18.11 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства иммиграционных правил в Российской Федерации.
Объективная сторона ч. 1 настоящей статьи характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся:
- в уклонении от прохождения:
иммиграционного контроля;
медицинского освидетельствования;
идентификации личности;
в уклонении от проживания:
в месте временного содержания;
в центре временного размещения иммигрантов;
в месте, определенном территориальным органом ФМС России;
- в нарушении правил проживания в указанных местах;
- в уклонении от представления сведений для определения статуса иммигранта в Российской Федерации;
- в представлении недостоверных сведений для определения статуса иммигранта в Российской Федерации.
Иммиграционный контроль представляет собой деятельность органов иммиграционного контроля по контролю за въездом, пребыванием, транзитным следованием через территорию Российской Федерации иммигрантов и их миграционном учете. Органами иммиграционного контроля являются Федеральная миграционная служба России, управление (межрегиональные управления, отделы) Федеральной миграционной службы по субъекту РФ, отделы (отделения) управления (межрегиональные управления, отдела) Федеральной миграционной службы по субъекту РФ. Обязанность медицинского освидетельствования и идентификации иммигрантов предусматривается законодательством о вынужденных мигрантах (ст. ст. 3 и 6 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах"). Место временного содержания - это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу РФ. Центр временного размещения лиц - это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации (подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 N 4528-1). Места, определенные территориальным органом ФМС России, для временного пребывания иммигранта - см. комментарий к ч. 5 ст. 3.10 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается также уклонение или представление недостоверных сведений для определения статуса иммигранта в Российской Федерации. Эти сведения содержаться в ст. ст. 5, 6, 6.1 и 8 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, ст. 3 Закона РФ от 19.02.1993 N 4528-1.
Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, является иммигрант (физическое лицо), т.е. любой иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигший возраста 16-ти лет. Иммигрантом может быть признан въезжающий на территорию Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, лицо, ходатайствующее о признании его беженцем, получении временного или политического убежища, любой иммигрант, признанный незаконно въехавшим на территорию Российской Федерации.
Субъективная сторона характеризуется преимущественно умышленной формой вины, но возможно совершение данного деяния в неосторожной форме (например, неосторожное представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта).
2. Объективная сторона ч. 2 настоящей статьи характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившемся:
- в непредставлении по требованию ФМС России либо его территориального органа установленных законодательством Российской Федерации документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль;
- в несвоевременном представлении указанной информации (см. комментарий к ч. 1 настоящей статьи).
Субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, является граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, должностные лица и юридические лица, на которых действующим миграционным законодательством возложена обязанность по предоставлению документов или информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.