1. Осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2010 года Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 199-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ)
3. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ)
4. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 199-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ)
Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.
(Примечание дополнительно включено с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ)
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 ноября 2006 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ.
Комментарий к статье 18.10 КоАП РФ
1. Состав административного правонарушения, предусмотренный комментируемой статьей, находится в связи с составами правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.17, а также с нормами ст. ст. 18.15 и 18.16 КоАП РФ.
2. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В связи с этим необходимо иметь в виду нормы Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов.
Основные положения, касающиеся привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности (порядка приглашения на работу, заключения трудового договора, гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), выдачи патента), регулируются нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 (с изм. и доп.) утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с упомянутым Законом Правительство РФ ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом их демографической ситуации и возможностей конкретного субъекта РФ по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются с учетом ситуации на рынке труда.
Тот же Закон определяет сроки временного пребывания иностранцев в Российской Федерации. При этом они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено проживание.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства ныне урегулирован Административным регламентом предоставления указанных услуг, утвержденным совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).
3. Статья 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. ФЗ от 23 июля 2010 г. N 180-ФЗ) устанавливает особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами. В частности, на них не распространяются указанные выше квоты.
Статья 13.3 указанного Закона определяет особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц. Граждане РФ имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Речь идет об иностранных гражданах, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у них патента, порядок выдачи которого определен упомянутым выше Законом.
4. Объективная сторона правонарушения выражается в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключении им договора на выполнение работ (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения или патента.
5. Субъектом правонарушения является иностранный гражданин или лицо без гражданства.
6. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, заключается в вине в форме умысла или неосторожности.
7. Состав правонарушения, предусмотренный данной статьей, является специальным по отношению к общему составу, предусмотренному ст. 18.8, а поэтому должен квалифицироваться только по ст. 18.10 КоАП РФ.
8. Дела о данных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), или судьями, если должностное лицо передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).
9. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 18.10 КоАП РФ
1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных в настоящей статье, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации.
Объективная сторона ч. 1 комментируемой статьи выражается в противоправном деянии (действии), выразившемся в осуществлении трудовой деятельности без разрешения или патента, при условии что такое разрешение или патент требуются в соответствии с миграционными законами. В соответствии со ст. ст. 13 и 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства должны осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в пределах субъекта Федерации, где ему выдано такое разрешение. Разрешение на осуществление трудовой деятельности указанным лицам не требуется в случаях, предусмотренных ч. 4.5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Порядок получения иностранными гражданами и лицами без гражданства разрешения на право осуществления трудовой деятельности регламентируется Приказом Федеральной миграционной службы, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Минтранса РФ, Госкомрыболовства РФ от 11.01.2008 N 1/4/1/2 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства".
Получение патента на право осуществления трудовой деятельности необходимо при найме гражданином РФ на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
Субъектом данного состава административного правонарушения являются исключительно иностранные граждане или лица без гражданства, достигшие возраста 16-ти лет.
Субъективная сторона - см. комментарий к ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ.
2. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, идентична объективной стороне, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи. Особенностью объективной стороны данного состава является место совершения указанного административного правонарушения, каковым являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская или Ленинградская области.
3. Объективная сторона ч. 3 идентична ч. 1 настоящей статьи, имеющая особенность, обусловленную повторностью - см. комментарий к ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ.
4. Примечание - см. комментарий ст. ст. 3.10 и 18.8 КоАП РФ.