1. Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Использование транспортного средства исключительно или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, в том числе переоборудование транспортного средства для распространения рекламы, в результате которого транспортное средство полностью или частично утратило функции, для выполнения которых оно было предназначено, переоборудование кузова транспортного средства с приданием ему вида определенного товара, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 98-ФЗ.
3. Размещение рекламы на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
4. Размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
5. Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ)
Комментарий к статье 14.38 КоАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на запреты использования рекламы на транспорте и приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, установленные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп.). Эти запреты направлены прежде всего на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и дорожного движения, недопущение конфликта интересов.
2. Объективная сторона составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении запретов, установленных в п. 3 ч. 4 ст. 5 и в ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О рекламе". Согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, а в ч. 3 ст. 19 указанного Федерального закона не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
Административная ответственность по ч. 1 комментируемой статьи применяется за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, а также размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
3. В ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.
Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи заключается в нарушении указанного запрета.
4. В ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:
1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
4) предназначенных для перевозки опасных грузов.
Объективная сторона административных правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.
При квалификации административного правонарушения по ч. 3 настоящей статьи необходимо иметь в виду, что размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О рекламе").
5. Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения.
Объективная сторона административного правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в нарушении этого обязательного требования.
6. В ч. 6 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" не допускается распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.
Объективная сторона административного правонарушения по ч. 5 данной статьи состоит в нарушении указанного запрета.
7. Субъектами указанных административных правонарушений являются физические лица, юридические лица и должностные лица, которые являются, как правило, рекламораспространителями (п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе") либо их законными или уполномоченными представителями, работниками (ч. 7 ст. 38 указанного Закона). Рекламодатель и его представители либо работники могут быть привлечены к административной ответственности только по ч. 1 комментируемой статьи в случае нарушения запрета, предусмотренного в п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", на сходство рекламы с дорожными знаками или создание рекламой иной угрозы безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (ч. 6 ст. 38). Рекламопроизводитель (п. 6 ст. 3 Федерального закона "О рекламе") и его представители либо работники несут административную ответственность по данной статье в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по их вине (ч. 8 ст. 38 указанного Закона).
8. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
9. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.38 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности и распространения рекламы.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется совершением виновным лицом действий по размещению любым возможным способом рекламы, схожей с дорожными знаками, что может ввести в заблуждение водителей и иных участников движения, либо по размещению рекламы на самих дорожных знаках либо на опорах, на которых они располагаются.
Административное правонарушение, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, с объективной стороны характеризуется использованием виновным лицом исключительно в качестве передвижной рекламной продукции транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности или полученного на основании каких-либо договоров.
Признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, будут усматриваться в действиях лица, разместившего рекламу на транспортном средстве, на наружные поверхности которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб, транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов.
В качестве основного признака объективной стороны, позволяющего квалифицировать действия виновного лица по ч. 4 комментируемой статьи, выступает размещение на транспортном средстве рекламы, которая создает угрозу безопасности дорожного движения либо ограничивает обзор не только водителю транспортного средства, но и другим участникам дорожного движения.
Административная ответственность по ч. 5 комментируемой статьи наступает в случае наличия в действиях виновного лица такого признака объективной стороны административного правонарушения, как распространение с помощью транспортного средства звуковой рекламы либо сопровождающейся различными звуками, например сиреной, сигналами воздушной тревоги.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.