1. Нарушение лицом, являющимся участником (учредителем), членом органа управления организатора торговли, требований и ограничений, установленных в отношении указанных лиц законодательством об организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Незаконное использование юридическим лицом в своем наименовании и (или) в рекламе слов "биржа", "торговая система" или "организатор торговли", а также производных от них слов и сочетаний с ними -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
3. Нарушение организатором торговли порядка раскрытия информации, установленного законодательством об организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
4. Воспрепятствование организатором торговли проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
5. Нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
6. Нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
7. Нарушение организатором торговли правил организованных торгов, зарегистрированных в установленном законодательством об организованных торгах порядке, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
8. Нарушение биржей установленного законодательством об организованных торгах порядка формирования биржевого совета (биржевой секции) -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
9. Неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, допущенными к организованным торгам товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ.
Комментарий к статье 14.24 КоАП РФ
1. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп.) порядок осуществления биржевой торговли на товарных биржах в целях обеспечения свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.
2. Товарной биржей является организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную только с организацией и регулированием биржевой торговли.
3. Согласно ст. 32 упомянутого выше Закона служащим товарной биржи запрещено участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах. Нарушение указанного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
4. Организация, не соблюдающая ограничения на осуществление деятельности, не связанной непосредственно с организацией и регулированием биржевой торговли, не имеет права на использование в своем наименовании слов "биржа" и "товарная биржа". Нарушение данного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.
5. Порядок информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предстоящих и предшествовавших торгах, а также перечень мер по контролю за механизмом ценообразования устанавливаются правилами биржевой торговли, принимаемыми товарными биржами в соответствии с действующим законодательством (ст. 18 Закона). Максимальное количество членов биржи устанавливается Уставом товарной биржи (ст. 17 Закона). Нарушение любого из указанных положений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.
6. Субъектом административного правонарушения по ч. 1 данной статьи являются служащие биржи (физические лица, участвующие в деятельности биржи на основе трудового договора). При этом повышенная ответственность установлена в отношении руководителей бирж и других служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
За совершение действий, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, административную ответственность несут юридические лица, не являющиеся товарными биржами, но использующие в наименовании или рекламе слова "биржа" или "товарная биржа". Субъектом административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются юридические лица - биржи.
7. Следует иметь в виду, что перечень мер государственного принуждения, при меняемых за нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле, не сводится к мерам административного наказания, установленным комментируемой статьей (см. ст. 36 Закона "О товарных биржах и биржевой торговле").
Участие служащего биржи в биржевых сделках может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 201 УК РФ в случаях, установленных ч. 1 этой статьи. Незаконное использование биржевым служащим служебной информации при наличии квалифицирующих признаков также может повлечь уголовную ответственность по ст. 201 УК РФ, а в случаях, если незаконно использованы без согласия владельца сведения, составляющие банковскую, налоговую или коммерческую тайну, - по ст. 183 УК РФ.
8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.24 КоАП РФ
1. Объектом деяний, регламентированных комментируемой статьей, выступают общественные отношения в сфере организации и проведения торгов в соответствии с законодательством об организованных торгах. В настоящее время указанные правонарушения нередко допускаются субъектами на практике, в том числе и в связи с утратой юридической силы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и введением в действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Сущность объективной стороны сводится к нарушениям требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом нормы комментируемой статьи призваны выделить совокупность деяний, которые составляют административное правонарушение.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в нарушении требований и ограничений, установленных законодательством об организованных торгах, в частности Федеральным законом от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах". Перечень таких нарушений определен нормами настоящей статьи и включает в себя:
- нарушения учредителем, членом органа управления организатора торговли требований и ограничений действующего законодательства;
- незаконное использование специальных наименований, перечень которых регламентирован ч. 2 настоящей статьи;
- нарушение порядка раскрытия информации, предусмотренного законодательством о торгах;
- воспрепятствование деятельности контролирующего субъекта Банком России, который уполномочен на проведение проверок;
- несоблюдение установленных ограничений в части разрешенных для организаторов торгов видов деятельности, т.е. осуществление запрещенной деятельности и т.п.;
- нарушение информационной составляющей договорных отношений в рамках организованных торгов, в частности непредставление необходимой и обязательной информации либо представление неполной или недостоверной информации и т.п.;
- нарушение организатором торговли правил организованных торгов;
- нарушение биржей порядка формирования биржевого совета (биржевой секции);
- неисполнение организатором торговли обязанности по осуществлению контроля за участниками организованных торгов, товарами, ценными бумагами и их эмитентами, а также за операциями, осуществляемыми на организованных торгах.
Таким образом, нормы настоящей статьи отражают широкую совокупность деяний, составляющих объективную сторону правонарушения. При этом следует заметить, что спектр нарушений включает в себя в равной мере и действия, и бездействие. Так, например, большинство нарушений установленных требований и правил связано с совершением ответственным субъектом активных действий, противоречащих предписаниям действующего законодательства. Непредставление информации о договоре реализуется посредством бездействия, равно как и ряд иных нарушений.
2. Субъектный состав правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, разграничивается применительно к отдельным видам нарушений. Так, по общему правилу к числу субъектов рассматриваемых деяний могут быть отнесены граждане, должностные и юридические лица. При этом незаконное использование специализированных наименований может быть реализовано исключительно юридическим лицом, поскольку иные субъекты ответственности ограничиваются собственными данными - фамилией, именем и отчеством (при его наличии). Граждане РФ выступают в качестве субъектов ответственности по настоящей статье лишь в отношении деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 6. Во всех остальных случаях речь идет о совершении правонарушений юридическими лицами, что свидетельствует о возможности привлечения к ответственности как самого юридического лица, так и его уполномоченных должностных субъектов.
Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины, причем в большинстве случаев речь идет о прямом умысле.