1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия -
влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 14.23 КоАП РФ
1. Цель комментируемой статьи - обеспечить средствами административного воздействия нормальную деятельность юридического лица (организации), предотвратить злоупотребления в управлении организацией и возможное нанесение ей материального ущерба, вреда ее деловой репутации.
2. Дисквалификация является наиболее строгим административным наказанием, применяемым к должностным лицам, в том числе к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, должности в исполнительном органе управления юридического лица и ряд других должностей (см. комментарий к ст. 3.11).
Дисквалификация применяется за административные правонарушения в области трудового законодательства, законодательства об охране труда, законодательства о предпринимательской деятельности, законодательства в области финансов, налогов, рынка ценных бумаг и др.
Объектом правонарушения по комментируемой статье являются общественные отношения по управлению юридическим лицом.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в управлении юридическим лицом со стороны лица, которому назначено административное наказание в виде дисквалификации.
Объективной стороной по ч. 2 комментируемой статьи является действие юридического лица, выразившееся в заключении договора с упомянутым выше лицом, несмотря на то что имелась полная возможность получить соответствующую информацию из реестра дисквалифицированных лиц.
4. Часть 1 данной статьи устанавливает ответственность непосредственно дисквалифицированного лица, если оно в течение срока дисквалификации осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом. При этом не имеет значения, продолжает ли нарушитель управлять тем же юридическим лицом, где им было совершено правонарушение, повлекшее дисквалификацию, или же он перешел в другую организацию и там осуществляет управленческие функции.
5. Часть 2 данной статьи предусматривает административную ответственность юридического лица за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом. Субъектами ответственности в этом случае являются юридические лица, не выполнившие постановление судьи о дисквалификации нарушителя либо принявшие дисквалифицированное лицо на новую работу, сопряженную с исполнением функций по управлению юридическим лицом, либо заключившие с таким лицом гражданско-правовой договор на управление юридическим лицом. Следует отметить, что к административной ответственности по ч. 1 данной статьи может быть привлечено лишь лицо, являющееся руководителем юридического лица, в отличие от других дисквалифицированных лиц, перечень которых ныне значительно расширен.
6. Правонарушения, предусмотренные данной статьей, являются длящимися. Поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 Кодекса срок привлечения к ответственности должен исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
7. С субъективной стороны правонарушения характеризуются как умыслом, так и неосторожностью. Следует иметь в виду, что если предусмотренные данной статьей действия (бездействие) носили злостный характер, т.е. сопровождались систематическим отказом от исполнения постановления судьи о дисквалификации правонарушителя, то содеянное должно влечь ответственность по ст. 315 УК РФ.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают по ч. 1 данной статьи - судьи судов общей юрисдикции, а по ч. 2 - судьи арбитражных судов (ч. ч. 1, 3 ст. 23.1) на основании протоколов, составляемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а в отношении арбитражных управляющих - должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. п. 1, 10 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 14.23 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. При этом следует учитывать, что выполнение объективной стороны рассматриваемого деяния может быть осуществлено в отношении как коммерческого, так и некоммерческого юридического лица. Целью деятельности некоммерческого юридического лица выступают благотворительные, политические и иные цели, но не коммерческая деятельность. Таким образом, объект рассматриваемого деяния следует разграничивать применительно к видам юридических лиц, в отношении которых оно совершается. Если речь идет о коммерческом юридическом лице, его объектом выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. В случае если управление осуществляется некоммерческим юридическим лицом, то объектом такого деяния являются общественные отношения в сфере осуществления благотворительной, политической и иных видов деятельности, которые выступают в качестве основных целей образования данного субъекта.
Объективная сторона деяния может быть реализована как должностным лицом, в отношении которого ранее была применена в качестве меры ответственности дисквалификация, а также самим юридическим лицом. В зависимости от субъекта правонарушения различается и сущность объективной стороны. Если правонарушение совершено должностным лицом - руководителем юридического лица, то его суть сводится к осуществлению деятельности по управлению юридическим лицом, заведомо знавшем о наличии препятствия для такой деятельности в виде дисквалификации. Объективная сторона правонарушения, совершенного юридическим лицом, сводится к привлечению к управлению такой организацией, учреждением или предприятием дисквалифицированного субъекта, причем в данном случае основанием для применения мер ответственности является факт заключения с таким субъектом трудового договора. Объективная сторона считается выполненной при подписании обеими сторонами трудового договора, а также внесении сведений о руководителе в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. Субъектный состав различается применительно к отдельным положениям настоящей статьи. Так, за деяния, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, к ответственности может быть привлечено лишь физическое лицо, назначенное на должность руководителя предприятия, учреждения или организации и осуществляющее управление таким субъектом при наличии у него дисквалификации. Положения ч. 2 предусматривают ответственность самого юридического лица, которое заключило трудовой договор с дисквалифицированным руководителем.
Аналогичным образом разграничивается и субъективная сторона рассматриваемых деяний. Деяния, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, совершаются не только исключительно умышленно, но всегда с прямым умыслом. В отношении ч. 2 со стороны юридического лица также в большинстве случаев присутствует умышленная форма вины, но допускается и заключение трудового договора с дисквалифицированным субъектом по неосторожности.