Использование на сетях связи несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, если законом предусмотрена их обязательная сертификация, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств связи либо без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 13.6 КоАП РФ
1. Объектами правонарушений по данной статье являются отношения, связанные с использованием несертифицированных средств связи и предоставлением несертифицированных услуг.
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп.) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
2. Средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2009 г. N 532 утвержден Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации".
Услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений по электросвязи или почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона "О связи"). Федеральный закон о связи определяет понятия "услуги присоединения" и "услуги по пропуску трафика". Правила предоставления телефонной связи регулируются ст. 26 упомянутого Закона "Регулирование ресурса нумерации". Оператор связи действует на основании лицензии. Информация о выделении, изменении и изъятии ресурса нумерации конкретного оператора связи не является коммерческой тайной. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи российской связи определяется Правительством РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" (с изм. и доп.); Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 (с изм. и доп.), и др.).
3. Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении обязательной сертификации как средств связи, так и услуг, оказываемых предприятиями связи - юридическими лицами, а также физическими лицами, которые независимо от форм собственности предоставляют услуги в области электрической или почтовой связи в качестве основного вида деятельности.
4. Порядок лицензирования в данной области предусматривает получение лицензии на использование радиочастотного спектра, получение решения государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот, а также получение лицензии "на оказание услуг связи для целей телевизионного вещания, радиовещания, вещания дополнительной информации соискателем лицензии (ст. ст. 29 - 39 Федерального закона "О связи").
Понятие сертификации средств связи в Федеральном законе "О связи" обозначена как "подтверждение соответствия средств связи и услуг связи техническому регламенту, принятому в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
5. При рассмотрении дел об использовании несертифицированных средств связи необходимо учесть Постановление Правительства РФ от 25 января 2000 г. N 59 "О конкурсах на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания" и ст. 31 Федерального закона "О связи", которая устанавливает порядок торгов (аукционов, конкурсов) на получение лицензий.
Кроме того, необходимо ознакомиться и с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2000 г. N 405 "Об утверждении положения о приоритетном использовании, а также приостановлении деятельности сетей и средств электросвязи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера". См. также Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи".
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44). Должностное лицо, к которому поступило дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 может передать дело на рассмотрение судьи.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 13.6 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим использования сертифицированных средств связи, который обеспечивает бесперебойную работу всех систем и средств связи. Данный режим формируется на основе соответствующих Постановлений Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 25 июня 2009 года N 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации"), приказов отраслевого министерства (Минкомсвязи России) и разработанных в отрасли конкретных технических норм.
Сертификация - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификации подлежат семь основных типов оборудования, применяемого в отрасли связи:
- средства связи, выполняющие функции систем коммутации (в том числе все виды телефонных станций и оборудование коммутации сетей связи);
- средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем (в их числе оборудование коммутации и систем передачи);
- средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга сетей электросвязи;
- оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования (автоматизированные системы расчетов, аппаратура повременного учета продолжительности соединения);
- радиоэлектронные средства связи (базовые станции и оборудование: радиовещание радиодоступа радиорелейной подвижной радио и радиотелефонной связи);
- оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий (системы коммутации, цифровые транспортные системы, информационные системы);
- оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования.
Все средства связи, прошедшие сертификацию, подлежат маркированию в соответствии с системой сертификации и нормативными актами Министерства РФ по связи и информатизации.
Объективная сторона правонарушения проявляется в форме применения на сетях связи несертифицированных средств связи, без установленной правилами соответствующей маркировки, либо вообще не прошедших сертификацию.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо (главный инженер, начальник службы связи, а также начальники цехов (отделов) предприятий связи), назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит решение вопросов о применения средств связи либо оказание услуг связи;
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.
Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.
Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:
- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;
- старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.