1. Неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
3. Неисполнение страховщиком обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 249-ФЗ)
4. Неисполнение кредитным кооперативом обязанности по хранению документов, хранение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о кредитной кооперации и законодательством о сельскохозяйственной кооперации, а также нарушение установленных порядка и (или) сроков хранения таких документов -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
(Часть дополнительно включена с 22 июня 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 375-ФЗ)
(Статья дополнительно включена с 13 апреля 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 9-ФЗ)
Комментарий к статье 13.25 КоАП РФ
1. Комментируемая статья включена в КоАП РФ Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ. Ее цель - обеспечить мерами административно-правового воздействия соблюдение требований законодательства о хранении документов, имеющих важное значение для реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц, а также защиты интересов общества и государства в целом.
2. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими обязанности должностных и юридических лиц по хранению документов, перечень документов, подлежащих обязательному хранению, порядок и сроки их хранения, являются Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Основные обязанности государственных и негосударственных организаций по обеспечению сохранности архивных документов, в том числе документов по личному составу, закреплены Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Требования к хранению документов устанавливаются также подзаконными нормативными правовыми актами. В настоящее время, например, действует Приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде РФ от 31 августа 2001 г. N 115 "Об утверждении требований по организации делопроизводства в негосударственных пенсионных фондах", которым утверждены указанные Требования и типовая Инструкция по организации делопроизводства в негосударственных пенсионных фондах.
3. Комментируемая статья содержит два состава правонарушений. Общим объектом этих правонарушений являются общественные отношения, связанные с обеспечением сохранности документов. Предмет посягательства указанных правонарушений - документы, подлежащие обязательному хранению в соответствии с законодательством РФ.
4. Правонарушения по ч. 1 данной статьи включают два состава, которые различаются по объективной стороне.
Объективная сторона первого состава правонарушения заключается в бездействии указанных в ч. 1 данной статьи организаций и их должностных лиц, т.е. в неисполнении ими своих обязанностей по обязательному хранению документов, предусмотренных законодательством об этих организациях.
Например, ч. 1 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" устанавливает обязанность этих обществ по хранению документов и закрепляет перечень документов, подлежащих обязательному хранению (договор о создании общества, устав общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, годовые отчеты, документы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, протоколы общих собраний акционеров и другие документы).
Обязанности профессионального участника рынка ценных бумаг по осуществлению депозитарной деятельности, т.е. по оказанию услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги и порядок этой деятельности, регламентируются ст. 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" эти общества обязаны хранить документы по месту нахождения их исполнительных органов в порядке и в течение сроков, которые определяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются юридические лица: акционерные общества, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий указанных организаций, а также должностные лица перечисленных негосударственных организаций.
5. Правонарушение по ч. 2 данной статьи также включает два состава, которые различаются по объективной стороне и по своему содержанию аналогичны составам правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи. Объективную сторону первого состава анализируемого правонарушения составляет неисполнение обществом с ограниченной (дополнительной) ответственностью или унитарным предприятием обязанности по обеспечению сохранности подлежащих обязательному хранению документов, предусмотренных законодательством об указанных организациях (см. ч. 1 ст. 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Объективную сторону второго состава правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные порядок и сроки хранения документов.
Субъектами правонарушения являются юридические лица: общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, государственные, муниципальные унитарные предприятия, а также их должностные лица.
6. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.
7. Важно учитывать, что административная ответственность по данной статье наступает и в случае неисполнения субъектами, указанными в данной статье, обязанности по обеспечению сохранности архивных документов, подлежащих обязательному хранению, а также за нарушение порядка и (или) срока хранения документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" все организации (государственные и негосударственные) обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренных ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона.
В связи с этим необходимо разграничивать правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, и правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 13.20 КоАП РФ, как по объективной стороне, так и по субъектам. Так, субъектами ответственности по ст. 13.20 могут быть должностные лица и иные работники архивов, в служебные обязанности которых входит соблюдение указанных правил, а также граждане и должностные лица - пользователи архивных документов (см. комментарий к ст. 13.20).
8. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47).
Дела об административных правонарушениях по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
9. Протоколы о правонарушениях по ч. 1 данной статьи составляют должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ч. 1 ст. 28.3), а протоколы о правонарушениях по ч. 2 - должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле (п. 59 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 13.25 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является право на информацию о деятельности юридического лица. Данное право закреплено Конституцией РФ, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.1994 N 77-ФЗ. Непосредственным объектом правонарушения является право получать информацию
Правовой режим хранения документов формируется не только на основании федерального законодательства, но и на основании локальных актов органов местного самоуправления и юридического лица. Посредством локальных актов формируются те элементы правового режима, которые не могут быть предусмотрены на федеральном уровне (ответственные лица, порядок замены временно отсутствующего ответственного лица, часы работы архива, технические мероприятия по защите помещений, порядок вскрытия и т.д.).
Объективная сторона правонарушения - неисполнение обязанности по хранению документов, т.е. противоправное бездействие (перечень их может быть достаточно широк) в отношении своих обязанностей, которые предусмотрены локальными актами (приказами, инструкциями) на основе федерального законодательства; или, в случаях прямого указания, обязанностей, которые предусмотрены непосредственно федеральным законодательством.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями и т.д.), в круг должностных обязанностей которого может входить соблюдение установленного порядка, в том числе члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов (см. также ст. 13.23 КоАП РФ и комментарий к ней);
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.
Субъективная сторона правонарушения - умысел.
Протокол о совершении проступка, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле.
Рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, возбужденных инспекторами Банка России, возложено на должностных лиц Банка России.
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном ч. 2 комментируемой статьи, осуществляется судьей.