1. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Воспрепятствование работе сайтов в сети "Интернет", в том числе официальных сайтов органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением случаев ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет" на основании решения суда или решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, либо совершение действий, направленных на заведомо незаконное ограничение доступа к таким сайтам, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 97-ФЗ.
Комментарий к статье 13.18 КоАП РФ
1. Данная статья впервые предусматривает административное наказание за воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм.
Статья 33 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" регулирует вопросы, связанные с созданием искусственных помех, препятствующих уверенному приему радиотелепрограмм, т.е. распространением радио-, теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии. Данная статья содержит норму, согласно которой индустриальные помехи, т.е. искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счет лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех.
Объективная сторона состава правонарушения состоит в использовании не соответствующих стандартам или нормам средств, обеспечивающих уверенный прием радио- и телепередач. В части эксплуатации таких средств данное правонарушение пересекается с составами правонарушений, предусмотренных в ст. 13.8. В этой связи следует иметь в виду Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1997 г. N 1142. Согласно этому акту к техническим средствам относятся изделия, оборудование, аппаратура или их составные части, функционирование которых основано на законах электротехники, радиотехники и (или) электроники, содержащие электронные компоненты и (или) схемы, которые выполняют одну или несколько следующих функций: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание. Эти показатели имеют важное значение для изготовления и условий эксплуатации технических средств. В Постановлении Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 11 приведен перечень изделий и устройств, которые не входят в состав радиоэлектронных средств. См. также Положение о радиочастотной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 279.
2. Реализация технических средств касается действий по продаже и приобретению радиоэлектронных средств, которые определены в примечании к данной статье. В этой части отношений следует руководствоваться Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 832 (с изм. и доп.).
Кроме того, действуют нормы ведомственных актов Минсвязи России, которыми предусмотрены технические требования в этой области (Приказ Минсвязи России от 25 августа 1994 г. N 216).
Федеральный закон от 6 июля 2001 г. N 107-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" специально предусматривает ограничения, связанные с учреждением телевидеопрограммы и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевидение. Статья 19.1 Закона РФ о СМИ предусматривает условия запрета на учредительство телевидеопрограмм для иностранных юридических лиц и российских юридических лиц с участием иностранных юридических лиц.
Федеральный закон "О рекламе" предусматривает: запрет на неустановленный режим передач рекламы, создающих помехи в виде бегущей строки, громкости звука рекламы; недопустимость прерывания рекламой детских образовательных и религиозных передач, радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей транслируемых в прямом эфире передач, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации"; запрет прерывать иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут. Предусмотрено, что в радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов эфирного времени.
В процессе рассмотрения дел по данному составу правонарушений следует учитывать Постановление Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" (с изм. и доп.), а также Положение о порядке проведения экспертизы рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот и радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденное ГКРЧ от 9 августа 2004 г. N 04-01-06-1.
Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175 утверждены и введены в действие Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 3 мая 2005 г. N 279 утверждено Положение о радиочастотной службе и внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2000 г. N 1002.
3. Субъектами ответственности по данной статье являются граждане, должностные и юридические лица. Субъективная сторона, как правило, - вина в форме умысла.
4. Рассматривают дела должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 13.18 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является право на информацию, получаемую посредством радио- и телевещания. Данное право закреплено Конституцией РФ, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 и Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ. Непосредственным объектом правонарушения является право получать информацию посредством приема теле- и радиопрограмм и правовой режим, закрепленный нормами актов о защите радиоприема от индустриальных радиопомех (Постановление Правительства РФ от 08.09.1997 N 1142 "Об утверждении Положения о защите радиоприема от индустриальных радиопомех"; Приказ Госкомсвязи РФ от 20.11.1998 N 203 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке приема и рассмотрения заявок на выявление помех радиоприему").
Объективная сторона правонарушения - совершение любых действий (перечень их может быть достаточно широк), результатом которых является создание искусственных помех в радиочастотном телевизионном или радиовещательных диапазонах. Искусственные помехи (в том числе индустриальные помехи) - помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности. Обязанность по выявлению помех и пресечению деятельности лиц, эксплуатирующих устройства, создающие помехи, возложена на предприятия Минкомсвязи России (радиочастотные центры) и органы Роскомнадзора России.
2. Субъектом данного правонарушения может быть:
- гражданин в возрасте от 16 лет;
- должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);
- юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным настоящей статьей.
Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел.
Протокол о совершении данного проступка составляется органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).
Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:
- Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;
- старшие государственные инспекторы РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора России).