Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

Комментарий к статье 11.3 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений, имеющих общий объект, - общественные отношения в сфере обеспечения авиационной безопасности в части безопасности полетов воздушных судов гражданской, государственной или экспериментальной авиации. Статья действует в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, изменившего формулировки уже имевшихся составов правонарушений (ч. ч. 1, 2, 6) и установившего ответственность за новое правонарушение (ч. 5).

2. Правовое регулирование авиационной безопасности применительно к безопасности воздушного движения включает в себя положения ВК РФ (ст. ст. 40 - 51), а также федеральные авиационные правила, в частности "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", утвержденные Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119, и Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные совместным Приказом Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51. Требования к обустройству и поддержанию в рабочем состоянии аэродромов содержатся в Руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94), утвержденном Приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 19 сентября 1994 г. N ДВ-98 (с изм.).

3. Правонарушения, ответственность за которые установлена в комментируемой статье, характеризуются общими местами их совершения, которыми являются район, т.е. часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения полетов, и территория аэродрома, аэропорта, вертодрома или посадочной площадки, а также полосы воздушных подходов к ним. Полоса воздушных подходов представляет собой воздушное пространство над участками земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающих к концам летной полосы и расположенных в направлении продолжения ее оси, в которых воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этого необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Под вертодромом понимается участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка - это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования ко всем перечисленным объектам, используемым для воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 40 ВК РФ).

4. Предметами правонарушения, ответственность за которые установлена в ч. 1 комментируемой статьи, являются размещенные в районах аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаки и устройства, сходные с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания названных объектов. Эти объекты оборудуются дневными и ночными маркировочными знаками и устройствами (маркировка покрытия, световые ориентиры и т.п.), служащими для их опознавания и помогающими пилотам воздушных судов в ориентировании. Это правонарушение в части, касающейся аэродромов, представляет собой нарушение ч. 2 ст. 51 ВК РФ, запрещающей размещение в их районе маркировочных знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания.

Пиротехнические изделия, которые являются предметами правонарушения, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, - это устройства, используемые для достижения определенных эффектов (светового, цветового, шумового) с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава (смеси горючих веществ и окислителя). Пиротехнические изделия - как гражданские, так и военные - являются пожароопасными и (или) взрывоопасными предметами (петарды, салюты, ракеты и др.), использование которых без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки может создать непосредственную опасность для воздушного движения.

Правонарушение, предусмотренное в ч. 3 данной статьи, состоит в повреждении, т.е. существенном изменении, исключающем использование по назначению без ремонта оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, а также аэродромных знаков либо воздушного судна. Оборудование аэродрома, вертодрома и посадочной площадки включает в себя различные радиотехнические и светотехнические устройства, в том числе посадочные огни и радиомаяки. Аэродромные знаки используются прежде всего для маркировки аэродромов (маркировочные знаки осевой линии, места ожидания воздушного судна перед выруливанием на взлетно-посадочную полосу, X-образный знак остановки воздушного судна, знаки для обозначения опасных мест, запрещающие знаки, щиты-ориентиры и т.д.). Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32 ВК РФ).

Проход или проезд по территории аэропорта или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов, ответственность за которые содержится в ч. 4 комментируемой статьи, представляют собой нарушение требований Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (с изм.), которые содержат целый ряд положений по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектного режима в аэропорту, а также по охране воздушных судов и объектов аэропорта (разд. III и IV).

В ч. 5 данной статьи установлена ответственность за нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме. Названные транспортные средства предназначены для обеспечения деятельности аэродрома, включая содержание летного поля, и включают в себя машины сопровождения, автобусы для доставки летного состава и пассажиров, транспортные средства, используемые для доставки багажа, грузов, почты, маркировочные, аэродромные уборочные, поливомоечные машины, снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры и другие.

В ч. 6 этой же статьи установлена ответственность за невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи и других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств. Такие знаки и устройства, организация и порядок размещения которых регламентируются соответствующими Федеральными авиационными правилами, устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Их установка является обязанностью собственников указанных зданий и сооружений и производится ими за свой счет (ч. 1 ст. 51 ВК РФ).

5. С объективной стороны правонарушения, содержащиеся в данной статье, совершаются преимущественно путем действий (ч. ч. 1 - 4). Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме (ч. 5) может быть совершено как действием, так и бездействием. Невыполнение правил размещения маркировочных знаков и устройств представляет собой нарушение установленной федеральным законом обязанности, т.е. административно наказуемое бездействие. Все составы правонарушений сформулированы как формальные.

6. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной виной.

7. Субъектами правонарушений, ответственность за которые содержится в ч. ч. 1, 2, и 6 комментируемой статьи, могут быть граждане с 16 лет, должностные и юридические лица. По ч. ч. 3 - 5 этой же статьи ответственность несут граждане, достигшие 16-летнего возраста.

8. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 3 - 6 данной статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 этой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи, также составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 11.3 КоАП РФ

1. Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска (Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р).

Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших действия, угрожающие безопасности полетов.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности полетов.

Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Вертодром - участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п. п. 1, 1.1, 7 ст. 40 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ).

На поверхности искусственных покрытий и препятствий, расположенных в пределах аэродромной территории, располагаются символы, в т.ч. принятые для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок.

Иных знаков на данной территории располагаться не должно, и нарушение данного запрета образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи.

2. Без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки запрещается использование пиротехнических изделий на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке.

Нарушение данного запрета образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 2 комментируемой статьи.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 комментируемой статьи.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 4 комментируемой статьи.

5. Приказом Минтранса РФ от 13.07.2006 N 82 утверждена Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, которая определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов.

Нарушение установленного порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 5 комментируемой статьи.

6. Приказом Росаэронавигации от 28.11.2007 N 119 утверждены Федеральные авиационные правила "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", которые определяют организацию и порядок размещения маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Невыполнение установленных Правил образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 6 комментируемой статьи.

Субъектом правонарушения могут являться:

- гражданин - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов;

- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи);

- юридическое лицо, которое совершило действия, угрожающие безопасности полетов (по ч. ч. 1, 2, 6 комментируемой статьи).

Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации. По ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи протоколы об административных правонарушениях вправе также составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1, 3 - 6 комментируемой статьи рассматриваются органами, уполномоченными в сфере авиации (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ), по ч. 2 комментируемой статьи - судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).