1. Невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей.
3. Непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
4. Доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ)
Комментарий к статье 11.3.1 КоАП РФ
1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ и содержит четыре состава административных правонарушений, из которых содержащийся в ч. 1 является общим, а сформулированные в ч. ч. 2 - 4 - специальными. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения авиационной безопасности, которая определяется как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в этой области (ч. 1 ст. 83 ВК РФ). Незаконное вмешательство представляет собой противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (ч. 3 ст. 83 ВК РФ).
2. Правовое регулирование в рассматриваемой сфере включает в себя нормы ВК РФ (ст. ст. 83 - 85.1), Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 (с изм. и доп.), Правила проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденные Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104, Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (с изм.).
3. Федеральная система обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации, задачей которой является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (п. п. 1, 2 Положения). К мерам по защите от актов незаконного вмешательства относятся: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на эти суда посторонних лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетный и послеполетный досмотры; иные меры противодействия актам незаконного вмешательства (ч. 2 ст. 84 ВК РФ).
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральным законом (ч. 2 ст. 83 ВК РФ).
4. В ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за общий состав административного правонарушения, посягающего на авиационную безопасность, а именно за невыполнение либо нарушение ее норм, правил или процедур, за исключением нарушений, ответственность за которые содержится в ч. ч. 2 - 4 этой же статьи. Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности установлены в приложении к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и конкретизируют положения ч. 2 ст. 84 ВК РФ. Предусматриваются, в частности, установка ограждений по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны (территория аэропорта, рабочие сектора курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехническое оборудование аэродромов, объекты авиатопливообеспечения и др.), введение пропускного режима, оборудование контрольно-пропускных пунктов воротами, шлагбаумами и т.п., патрулирование территории аэропорта нарядами службы авиационной безопасности, постоянная охрана воздушных судов той же службой, включение в технические задания на разрабатываемые воздушные суда требований по оборудованию предметами и устройствами, предупреждающими акты незаконного вмешательства либо способствующими их пресечению, разработка согласованных планов действий с учетом складывающейся обстановки для противодействия таким актам. Особое место среди норм, правил и процедур занимает регламентация досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, включая применение технических средств.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.
С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица, не соблюдающие нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности.
5. Составы правонарушений, содержащиеся в ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, являются специальными по отношению к составу правонарушения, предусмотренному в ч. 1 этой же статьи.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2, заключается в непринятии мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома. О понятиях "аэропорт", "аэродром" и "вертодром" см. п. 3 комментария к ст. 11.3 настоящего Кодекса.
С объективной стороны правонарушение представляет собой административно наказуемое бездействие и заключается в невыполнении возложенных на субъектов правонарушения - должностных и юридических лиц - обязанностей. Состав правонарушения сформулирован как формальный. С субъективной стороны правонарушение совершается и умышленно, и по неосторожности.
6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к провозу воздушными судами.
Предполетный досмотр пассажиров и багажа (включая вещи, находящиеся при пассажирах), членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.
Основными задачами проведения предполетного досмотра являются своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории России (п. п. 4, 5 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра). Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, составляет приложение N 1 к названным Правилам.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение представляет собой бездействие. Состав сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения. Субъектами правонарушения могут быть должностные и юридические лица. Совершается это правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
7. Ответственность также установлена за доставку либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (ч. 4 комментируемой статьи). С объективной стороны правонарушение совершается действиями. Состав правонарушения также сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и должностные лица.
8. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица тех же органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.3.1 КоАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает составы правонарушений и ответственность лиц, совершивших нарушение требований авиационной безопасности.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением авиационной безопасности.
Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности установлены Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 897. Их нарушение образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 1 комментируемой статьи.
В целях осуществления охраны периметра аэропорта устанавливается ограждение, а также организуются контрольно-пропускные пункты. Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта (п. 6 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 N 42).
2. Непринятие мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 2 комментируемой статьи.
Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных элементов, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности (п. 4 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104).
Тем же Приказом утвержден Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах. В частности, запрещено перевозить:
- взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные;
- сжатые и сжиженные газы;
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- воспламеняющиеся твердые вещества;
- окисляющие вещества и органические перекиси;
- токсичные вещества;
- радиоактивные материалы;
- едкие и коррозирующие вещества;
- ядовитые и отравляющие вещества;
- оружие.
Не допускаются к перевозке воздушным транспортом в качестве багажа предметы, которые могут причинить вред воздушному судну, лицам или имуществу, находящимся на борту воздушного судна, животные и птицы (за исключением комнатных животных (птиц) и служебных собак), насекомые, рыбопосадочный материал, пресмыкающиеся, грызуны, подопытные и больные животные, а также предметы и вещества, воздушная перевозка которых в качестве багажа запрещена законодательством РФ, международными договорами Российской Федерации, а также законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка (п. 140 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
Непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 3 комментируемой статьи.
Доставка либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 4 комментируемой статьи.
3. Субъектом правонарушения могут являться:
- гражданин (по ч. 4 комментируемой статьи);
- должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, совершившей нарушение требований авиационной безопасности (ст. 2.4 КоАП РФ);
- юридическое лицо, которое совершило нарушение требований авиационной безопасности.
Субъективную сторону составляет вина в форме умысла или неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ)
Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматриваются органами, уполномоченными в сфере авиации (ч. 1 ст. 23.42 КоАП РФ).