Использование автотранспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, для перевозок грузов и (или) пассажиров между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 февраля 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 362-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 мая 2012 года Федеральным законом от 2 апреля 2012 года N 31-ФЗ.
Комментарий к статье 11.26 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - обеспечить проведение единой государственной внешнеторговой политики в сфере международных автомобильных перевозок, защиты экономических интересов России, создания условий для эффективной интеграции российских перевозчиков в мировой рынок транспортных услуг.
2. Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изм. и доп.) запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории России.
3. Часть 1 комментируемой статьи формулирует состав административного правонарушения исходя из норм ст. 7 упомянутого выше Закона. Объективной стороной этого правонарушения является нарушение правил внутреннего перевозочного процесса по территории России, состоящее в использовании для этого процесса конкретного автотранспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику или находящегося в его владении.
Субъектом данного правонарушения может быть водитель транспортного средства, предоставленного ему иностранным перевозчиком; руководитель, уполномоченное должностное лицо зарегистрированного на территории России юридического лица в качестве грузоотправителя, грузополучателя, посредника в перевозках; граждане, выступающие в таком же качестве. Как правило, такие правонарушения имеют умышленный характер и преследуют цель извлечения незаконной прибыли.
4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает состав административного правонарушения, заключающегося в осуществлении международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров без соответствующего разрешения на зарегистрированном в другом государстве грузовом автотранспортном средстве или автобусе. При этом имеется в виду два вида перевозок: 1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства; 2) на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если в этом государстве данное автотранспортное средство не зарегистрировано. В обоих случаях закон (см. п. 1 комментария) требует наличия разрешения.
5. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ разрешение - это документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешения могут быть разовыми, многократными, специальными, многосторонними. В договорной практике применяются термины "российское разрешение" и "иностранное разрешение". Порядок выдачи российских разрешений определяется Правительством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
6. Правительством РФ (Постановление от 16 октября 2001 г. N 730) утверждено Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Условиями допуска юридических лиц и предпринимателей к указанным перевозкам являются: наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов; наличие транспортных средств, соответствующих международным техническим стандартам и другим международным документам; соответствие ответственных специалистов, назначенных российским перевозчиком, квалификационным требованиям по организации перевозок автотранспортом в международном сообщении; устойчивое финансовое положение перевозчика; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Решение о допуске к перевозкам принимается органом Ространснадзора по форме, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2001 г. N 166 (зарегистрирован в Минюсте России 11 января 2002 г.). В подтверждение решения о допуске выдается удостоверение допуска сроком на 1 год или на 5 лет в зависимости от наличия опыта международных перевозок. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.).
7. Субъектом административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи является водитель конкретного грузового автотранспортного средства или автобуса, не имеющий соответствующего разрешительного документа, а именно специальной карточки допуска к международным автомобильным перевозкам, выдаваемой перевозчику на каждое транспортное средство вместе с упомянутым выше удостоверением. Субъективная сторона, как правило, - умышленная вина.
8. Рассмотрение дел по указанной статье осуществляется должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (п. 1 ч. 2 ст. 23.36).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанного органа (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
9. В соответствии со ст. 11 упомянутого выше Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 394-ФЗ) должностные лица транспортного контроля и надзора осуществляют контроль на территории России в специально обозначенных дорожными знаками стационарных и передвижных контрольных пунктах. Выезд с территории РФ транспортного средства, на котором совершено правонарушение, предусмотренное данным Законом, осуществляется с разрешения таможенного органа после представления водителем документа, подтверждающего оплату административного штрафа, если жалоба, протест на постановление о назначении административного наказания остались без удовлетворения.
Другой комментарий к статье 11.26 КоАП РФ
1. В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации. Положения комментируемой статьи определяют меры ответственности лиц, осуществляющих перевозки с использованием иностранных транспортных средств, в нарушение установленных требований действующего законодательства.
Объект рассматриваемого правонарушения может быть определен двояко: как установленный порядок осуществления внутренних транспортных перевозок грузов и пассажиров, а также как установленный порядок использования на территории Российской Федерации транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам.
Объективная сторона характеризуется активной позицией виновного лица, выражающейся в совершении предусмотренных диспозицией настоящей статьи действий, а именно осуществлении перевозок с использованием иностранных транспортных средств.
2. Субъективная сторона данного деяния конкретизируется применительно к субъекту ответственности. Так, водителем транспортного средства указанное деяние может быть в равной степени совершено как умышленно, так и по неосторожности. Деятельность юридических и должностных лиц по выполнению объективной стороны рассматриваемого деяния характеризуется умыслом, поскольку в обязанности указанных субъектов вменяется проверка необходимой документации транспортного средства, отправляемого в рейс, в том числе и паспорта транспортного средства, а также свидетельства о его регистрации, в которых отражается информация о собственнике данного автомобиля.
Определенный интерес представляет собой и субъектный состав лиц, привлекаемых к ответственности по данной статье. Он включает в себя как физических, так и юридических лиц. При этом анализ комментируемой статьи позволяет говорить о возможности одновременного привлечения к ответственности за совершение одного деяния всех указанных в ней субъектов. Так, например, юридическое лицо заключило договор аренды иностранного транспортного средства, уполномоченное должностное лицо такой организации выпустило данное транспортное средство в рейс для перевозки пассажиров или грузов, а водитель осуществил перевозку на указанном транспортном средстве. Таким образом, все указанные в санкции настоящей статьи субъекты реализовали объективную сторону рассматриваемого деяния и могут быть привлечены к административной ответственности.