Неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков либо обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 11.22 КоАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей правонарушения посягают на установленный порядок охраны автомобильных дорог, дорожных сооружений и безопасность дорожного движения. Предметами правонарушения выступают автомобильные дороги и дорожные сооружения. В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога (объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты и элементы обустройства автомобильных дорог. По смыслу комментируемой статьи составом рассматриваемого правонарушения охватываются нарушения правил охраны на дорогах федерального значения в пределах населенных пунктов. К дорожным сооружениям относятся мосты, дорожные знаки, объекты дорожной инфраструктуры и т.п.
2. С объективной стороны правонарушение выражается в неиспользовании землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения, обязанностей по соблюдению установленных правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений. Перечень таких обязанностей (устройство, ремонт, регулярная очистка пешеходных дорожек и др.), указанных в диспозиции комментируемой статьи, является исчерпывающим. Указанные правонарушения могут совершаться в форме действия или бездействия. Сам факт неисполнения землепользователями обязанностей по охране автомобильных дорог или дорожных сооружений образует состав рассматриваемого правонарушения при условии, если оно совершено в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения.
3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
4. Субъектами могут быть землепользователи участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог федерального значения (граждане, должностные лица и юридические лица). В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, находящихся в пределах таких придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ об особом режиме использования этих земельных участков.
5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.22 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются установленные правила охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений. В настоящее время объект рассматриваемого правонарушения детализирован в рамках Постановления Совмина РСФСР от 05.03.1969 N 129 "Об утверждении Правил по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений", которое сохранило свою юридическую силу до настоящего времени.
Объективная сторона данного правонарушения также конкретизирована Постановлением Совмина РСФСР от 05.03.1969 N 129. Однако наряду с указанными предписаниями на детализацию объективной стороны противоправного деяния направлены и предписания комментируемой статьи. Противоправным, виновным деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность по настоящей статье, является совершение виновным лицом хотя бы одного из указанных действий:
- неисполнение землепользователями прилегающих к полосам отвода участков обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек или переходных мостиков в границах закрепленных за ними участков;
- неисполнение землепользователями обязанностей по содержанию в технически исправном состоянии и чистоте выездов с закрепленных участков или с подъездных путей на автомобильную дорогу общего пользования, включая переездные мостики.
Следует заметить, что перечень обязанностей, неисполнение которых влечет за собой применение мер ответственности по комментируемой статье, является исчерпывающим. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть реализована в форме как действия, так и бездействия. Например, факт неисполнения землепользователями возложенных на них обязанностей по охране автомобильных дорог или дорожных сооружений уже представляет собой состав правонарушения при соблюдении территориальных границ его совершения, т.е. неисполнения указанных обязанностей в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения.
2. Субъект данного правонарушения в общем виде определен как землепользователь, причем данное понятие следует рассматривать в широком смысле, включая в него не только лиц, непосредственно использующих земельный участок, но также собственников, владельцев таких земельных участков и иных лиц, если они самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия. В соответствии с действующим законодательством РФ в качестве землепользователя может выступать в равной мере как физическое, так и юридическое лицо, что указывает и на возможность их привлечения к административной ответственности по настоящей статье. При этом Кодекс определяет понятие физического лица, конкретизируя его применительно к гражданам и должностным лицам. Таким образом, закономерно говорить о возможности привлечения к административной ответственности как лица, непосредственно реализовавшего объективную сторону рассматриваемого деяния, так и давшего указание на выполнение противоправных действий, т.е. должностного лица.
Предусмотренное настоящей статьей противоправное деяние признается совершенным как при умышленной форме вины, так и по неосторожности.