Статья 11.21. Нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги

1. Загрязнение полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полос отвода автомобильных дорог или по ремонту автомобильных дорог, их участков, выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог (абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до трехсот рублей.

2. Использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса; установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций; строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 193-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

Комментарий к статье 11.21 КоАП РФ

1. Статья дана в редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и содержит две части. Предметами правонарушения является установленный порядок использования полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, безопасность дорожного движения. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со ст. 25 упомянутого Федерального закона Министерством транспорта РФ был утвержден Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения (Приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 5). Согласно п. 10 данного Приказа в границах полосы отвода автомобильных дорог федерального значения запрещаются выполнение строительных работ, не связанных с размещением транспорта, размещение строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автотранспорта, распашка земельных участков, рубка лесных насаждений, выпас скота и т.д. В соответствии со ст. 26 упомянутого выше Закона Приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 утвержден Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения (РГ. 2010. 7 мая).

2. Земельное законодательство в целях обеспечения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного движения предусматривает предоставление земельных участков для установления полос отвода автомобильных дорог. Для каждой дороги устанавливается полоса отвода, ширина которого определяется в зависимости от категории дороги. В целях охраны полосы отвода автомобильной дороги устанавливается особый режим этих земельных участков. На полосах отвода автомобильных дорог запрещаются строительство жилых и общественных зданий, складов; проведение строительных, геологических, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений; распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта; установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Их ширина устанавливается от 25 до 150 м в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив развития. Для придорожных полос установлен особый режим установления и использования. На указанных участках вводится ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов дорожного сервиса и др. допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

3. С объективной стороны административное правонарушение (по ч. 1) выражается в совершении любого из перечисленных в ней запретов (загрязнение, распашка земли, покос травы, выпас животных и прогон их через автомобильную дорогу вне специально установленных мест, рубка лесных насаждений и др.). Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп.) устанавливает, что проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В соответствии с этим Федеральным законом, действующими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ установлены правила, технические нормы и другие нормативные документы, направленные на сохранение автомобильных дорог и полос отвода дорог.

4. Часть 2 комментируемой статьи значительно расширила перечень административно наказуемых деяний, совершенных в границах придорожной полосы. Закон к ним относит следующие противоправные действия: использование водоотводных сооружений автомобильной дороги для стока или сброса вод; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги, в том числе на проезжей части автомобильной дороги, работ, связанных с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием; выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса; размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, и др. Приведенный в комментируемой статье перечень действий, образующих объективную сторону состава правонарушений, является исчерпывающим. Если такие действия повлекли наступление вредных последствий, то содеянное должно квалифицироваться в зависимости от характера и размера причиненного ущерба. Так, уничтожение или повреждение дорожной инфраструктуры, имущества в результате нарушения правил охраны полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог в зависимости от размера причиненного ущерба влечет административную (ст. 7.17 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 168 УК РФ).

5. С субъективной стороны вина может выражаться в форме умысла или неосторожности.

6. Субъектами правонарушения по комментируемой статье могут быть граждане, должностные и юридические лица.

7. Дела рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 11.21 КоАП РФ

1. Объект правоотношения, составляющего предмет регулирования комментируемой статьи, находится в плоскости совместного правового регулирования транспортного и земельного законодательства и заключается в необходимости соблюдения установленного порядка использования полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог, безопасности дорожного движения.

Объективная сторона выражается исключительно в форме действия, которое в самом общем виде сводится к понятию нецелевого использования полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги. Несмотря на наличие специальной правовой базы, в рамках настоящей статьи законодатель предпринял попытку конкретизировать объективную сторону рассматриваемых деяний, облегчив тем самым квалификацию каждого отдельно взятого деяния. Суть объективной стороны сводится к совершению виновным лицом хотя бы одного из перечисленных в статье действий, а именно:

- загрязнение указанных полос автомобильных дорог;

- распашка земельных участков;

- покос травы;

- осуществление рубок и повреждение многолетних насаждений;

- снятие дерна, выемка грунта;

- выпас животных;

- прогон скота в неустановленных местах.

Указанные действия могут рассматриваться в качестве правонарушения в случае, если такие работы не направлены на обеспечение содержания полос автомобильных дорог, а также ремонта дорог или их отдельных участков. Таким образом, в случае, если вырубка насаждений производится в целях обеспечения возможности проведения ремонтных работ, то такие действия не могут быть расценены как правонарушение. Представляется закономерным и обоснованным применение указанного ограничения только в отношении тех видов работ, которые являются необходимыми и возможными для достижения указанных выше целей. Так, выпас скота или прогон его по участкам, не предназначенным для указанных видов деятельности, никоим образом не может быть исключен из объективной стороны рассматриваемых правонарушений, поскольку независимо от реальных и объективных целей данные виды деятельности не могут быть обусловлены ни содержанием дорог, ни проведением необходимых ремонтных работ.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, определяет наиболее опасные виды деятельности, нарушающие установленный порядок использования полос автомобильных дорог. В большинстве случаев реализация таких действий связана с профессиональной деятельностью субъекта ответственности.

2. Разграничение составов правонарушений, регламентированных настоящей статьей, на квалифицированный и неквалифицированный вид позволяет разграничить и субъектов ответственности за указанные деяния. Так, за совершение действий, предусмотренных ч. 1, к ответственности может быть привлечено практически любое лицо, поскольку КоАП РФ не предусматривает каких-либо специальных требований. Однако характер таких действия свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами ответственности выступают граждане, а в отдельных случаях и юридические лица, например в случае распашки земельных участков со стороны сельскохозяйственной организации.

Совершение действий, регламентированных ч. 2 настоящей статьи, характеризуется наряду с общим и специальным субъектом. В качестве специального субъекта следует рассматривать должностных и юридических лиц, допустивших выполнение объективной стороны правонарушения в процессе своей профессиональной деятельности. Специальный субъект предполагает применение к таким лицам и специальных мер ответственности, как правило, в повышенном размере по сравнению с общим субъектом. Подобный подход обусловлен повышенной степенью и масштабами осуществления данных видов деятельности. При этом следует учитывать, что для такой деятельности в большинстве случаев присущ постоянный или систематический характер, что также в значительной степени увеличивает последствия ее реализации и степень общественной опасности совершенного деяния.

Субъективная сторона деяний, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умышленной или неосторожной формой вины, причем действия, связанные с загрязнением полос, могут быть в равной мере совершены с обеими формами вины; нецелевое использование полос автомобильных дорог в большинстве случаев реализуется с умыслом, нередко косвенным.