(наименование в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ
Нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте требований пожарной безопасности (абзац в редакции, введенной в действие с 11 ноября 2009 года Федеральным законом от 9 ноября 2009 года N 247-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 120-ФЗ.
Комментарий к статье 11.16 КоАП РФ
1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности эксплуатации указанных видов транспорта, обращения с пожароопасными источниками, могущими причинить вред жизни и здоровью людей, собственности физических и юридических лиц, окружающей природной среде.
2. Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 "О государственном пожарном надзоре", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 (РГ. 2003. 4 июня), а также нормативными документами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими требования пожарной безопасности на разных видах транспорта.
Создание ведомственной пожарной охраны и возложение контроля за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, плавающих морских и речных средств и сооружений на соответствующие федеральные органы исполнительной власти прямо предусмотрено ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О пожарной безопасности". В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (п. 3) закреплено, что при обеспечении пожарной безопасности, помимо данных Правил, следует руководствоваться иными нормативными документами о пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, в том числе отраслевыми правилами пожарной безопасности, которые не должны снижать требования Правил.
Требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами.
3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в неисполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности, включая уклонение от их выполнения. Такими нарушениями будут, например, необорудование вагонов электропоездов исправным устройством связи "пассажир - машинист" и первичными средствами пожаротушения (п. 375 Правил); подача цистерн к местам их обработки тепловозами (мотовозами), не оборудованными искросжигателями (п. 388 Правил), и т.д.
Правонарушение является оконченным с момента нарушения правил пожарной безопасности, которое может быть совершено путем как действия, так и бездействия, независимо от наступления их вредных последствий.
4. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности из-за небрежного отношения виновного к возложенным на него обязанностям по соблюдению правил пожарной безопасности.
5. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в случае нарушения противопожарных правил общего характера, а также должностные лица, на которых действующими правилами или специальным распоряжением была непосредственно возложена обязанность выполнять правила пожарной безопасности или обеспечивать их соблюдение на определенном участке работы транспорта.
Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе и на транспорте (ст. 219 УК РФ), наступает только тогда, когда нарушение совершается лицом, на котором лежала обязанность по соблюдению таких правил, и если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Нарушение требований пожарной безопасности на транспорте, не повлекшее наступления указанных в ст. 219 УК РФ последствий, влечет за собой административную ответственность.
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), органов, уполномоченных в сфере авиации (ст. 23.42).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.16 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступает обеспечение пожарной безопасности на различных видах транспорта. В качестве объекта комментируемого состава можно рассматривать соблюдение требований обеспечения пожарной безопасности, установленных "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденными МПС РФ 11.11.1992 N ЦУО-112, а также Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в нарушении установленных указанными нормативными актами требований обеспечения безопасности. Закрепляя в качестве объективной стороны нарушение установленных требований пожарной безопасности, законодатель оставляет конкретизацию таких нарушений на усмотрение уполномоченного должностного лица МЧС РФ, проводящего проверку соблюдения требований пожарной безопасности.
2. Субъектами рассматриваемого правонарушения выступают граждане и должностные лица. В отношении граждан закон устанавливает общие требования привлечения их к ответственности, т.е. достижение 16-летнего возраста при условии соответствия медицинскому критерию дееспособности. Ответственность должностных лиц конкретизируется предписаниями указанных выше нормативных актов. Субъектами административной ответственности могут выступать руководители объектов - организаций, объединений, заводов, депо, дистанций, станций, малых и совместных предприятий и др. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. Ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов, моторвагонного подвижного состава и рефрижераторных секций (поездов) несут:
- машинисты - за принятые ими локомотивы, дизель- или электропоезда;
- начальники (механики) - за принятые ими рефрижераторные секции (поезда);
- начальники депо - за локомотивы, моторвагонный подвижной состав и рефрижераторные секции (поезда), приписанные к депо.
Субъективная сторона, равно как и в большинстве иных составов правонарушений, связанных с обеспечением безопасности на транспорте, может выражаться в умысле или неосторожности.