Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при их высадке с судов водного транспорта либо с маломерных судов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 11.10 КоАП РФ
1. Правонарушение, ответственность за которое предусматривается комментируемой статьей, посягает на безопасность пассажиров морского и внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий или бездействия, составляющих нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта и маломерных судах: 1) при их посадке на судно; 2) в пути следования; 3) при их высадке с судна.
3. Соответствующие правила предусмотрены в КТМ РФ (ст. ст. 177 - 197), в КВВТ РФ (ст. 95 - ст. 101), Правилах плавания по внутренним водным путям РФ, иных нормативных правовых актах Минтранса России. Перевозка пассажиров морским и внутренним водным транспортом является деятельностью, на осуществление которой требуется получение лицензии (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности").
4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
5. Субъекты правонарушения - граждане, достигшие 16 лет, а также капитаны судов и другие должностные лица, ответственные за обеспечение безопасности пассажиров.
6. Дела о данных правонарушениях уполномочены рассматривать должностные лица органов, осуществляющих функции по надзору и контролю в сфере транспорта (ст. 23.36), Государственной инспекции по маломерным судам (ст. 23.40), органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица соответствующих органов, указанных выше (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 11.10 КоАП РФ
1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В этой связи создание угрозы жизни или здоровью человека составляет правонарушение, за совершение которого государство устанавливает специальные меры воздействия.
Объектом правонарушения выступает безопасность пассажиров судов различных категорий, включая маломерные, причем закон указывает на необходимость обеспечения безопасности как в момент посадки пассажира на судно, так и в период пребывания судна в плавании и при их высадке. Понятие "безопасность" в данном случае предусматривает обязанности по созданию безопасных условий пребывания пассажиров на судне, т.е. исключение возможности реализации любой потенциальной угрозы их жизни или здоровью.
Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в равной мере и в действиях, и в бездействии. Бездействие заключается в неисполнении или ненадлежащим исполнением уполномоченным субъектом действий, которые являются для него обязательными, примером совершения данного правонарушения в форме бездействия может выступать отсутствие контроля за процессом посадки (высадки) пассажиров. В форме действия реализация правонарушения, определенного комментируемой статьей, осуществляется при ненадлежащем креплении предметов на палубе, небрежном креплении трапа и т.п., т.е. ненадлежащем исполнении обязанностей со стороны команды.
2. Субъектом правонарушения признаются в первую очередь судоводители, капитаны судов, а также в данном качестве могут выступать и члены команды, ответственные за совершение определенных действий по обеспечению безопасности пассажиров. Однако это не освобождает от ответственности и судовладельцев, которые, являясь собственниками (владельцами) источника повышенной опасности, обязаны обеспечивать безопасность пассажиров. Таким образом, субъектом рассматриваемого правонарушения в равной степени могут выступать как физические, так и юридические лица - судовладельцы, а также должностные лица. Однако санкции комментируемой статьи предусматривают ответственность лишь для физических и должностных лиц, что исключает из числа субъектов данного правонарушения юридические лица.
Субъективная сторона может быть охарактеризована как умыслом, так и неосторожностью. Однако практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев для данного правонарушения характерна неосторожная форма вины.
3. Применение мер ответственности по комментируемой статье отнесено к компетенции специально уполномоченного органа, в большинстве случаев являющегося подразделением МЧС РФ - Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ. Инспектора данного органа уполномочены на применение штрафных санкций к нарушителям КоАП РФ. Предметом судебных разбирательств в большинстве случаев становится неуплата или несвоевременная уплата вынесенного штрафа <7>.
--------------------------------
<7> https://www.rospravosudie.com/court-cudebnyj-uchastok-49-s/act-212382256/