1. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Под продуктами животноводства в частях 1 и 2 настоящей статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
(Статья в редакции, введенной в действие с 3 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 199-ФЗ.
Комментарий к статье 10.8 КоАП РФ
1. Статья содержит два формальных состава, являющихся специальными по отношению к составу ст. 10.6. Составы различаются по противоправности, объективной стороне и предмету правонарушения.
Цель статьи - предупреждение с помощью административно-правовых средств распространения заразных, инфекционных болезней, опасных для человека и животных либо только для животных, а также отравлений людей некачественными пищевыми продуктами животного происхождения. Сфера действия статьи охватывает почти полный цикл использования продукции животноводства: от перевозки животных до реализации.
2. Нормы, регулирующие указанную деятельность, установлены ветеринарным законодательством РФ (см. комментарий к ст. 10.6), Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. N 634, Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, утвержденными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ, Правилами по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота, утвержденными Приказом Минсельхозпрода России от 11 мая 1999 г. N 359 (БНА ФОИВ. 1999. N 26), и другими актами Министерства сельского хозяйства РФ, органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных ведомств, актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, международно-правовыми актами (соглашениями) о борьбе с заразными болезнями животных, о транзите животных и продукции животноводства.
3. Объекты правонарушения - отношения в сфере производства и использования продукции животноводства. Предметы - животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса.
4. Объективная сторона правонарушения - совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства; непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализация молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведение дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные, или на перевозивших их транспортных средствах и т.п.
5. Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.
6. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14), и органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а также районными судьями - при необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 10.8 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере производства и использования продукции животноводства.
Предметом противоправного посягательства являются животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства, непроведении вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализации молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведении дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные и т.д.
2. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.