1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.
5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть дополнительно включена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ).
Комментарий к статье 1.3 КоАП РФ
1. Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, составной частью которого является и законодательство об административных правонарушениях, отнесено к числу предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, при осуществлении правового регулирования по вопросам административной ответственности возникает необходимость разграничения полномочий по данному предмету совместного ведения.
Общие принципы разграничения полномочий по предметам совместного ведения России и ее субъектов закреплены в Конституции РФ (ст. 76). Положения ст. 76 Конституции РФ раскрыты в гл. IV.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп.).
2. Применительно к законодательству об административных правонарушениях принципы разграничения полномочий разъяснены в Определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. N 145-О по запросу Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6102). В Определении указывается, что субъекты РФ вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения, а при отсутствии такого федерального закона - осуществлять собственное правовое регулирование в области административной ответственности. При этом законодатель субъекта РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязан соблюдать общие требования, предъявленные к установлению административной ответственности и производству по делам об административных правонарушениях.
При решении вопроса о полномочиях Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях в настоящем Кодексе учитывались изложенные выше принципы исходя из приоритетности задач обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, ее государственного суверенитета, верховенства Конституции РФ и федеральных законов, единства правового и экономического пространства, а также единства правового положения граждан и организаций на всей территории Российской Федерации.
3. Комментируемая статья определяет объем полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, учитывая, что ст. 73 Конституции РФ устанавливает, что вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
4. Согласно комментируемой статье к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов указанного законодательства (см. ст. ст. 1.4 - 1.8, 22.1 - 22.3, 24.1 - 24.5 КоАП РФ и др.); перечень видов административных наказаний и правил их применения (см. гл. 3 и 4 КоАП РФ). К ведению РФ отнесено также установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, что нашло конкретизацию в Особенной части Кодекса. Законодатель отнес также к предметам федерального законодательства установление порядка производства по делам об административных правонарушениях и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. раздел IV Кодекса) и порядка исполнения постановлений по этим делам (см. раздел V Кодекса).
5. При определении подведомственности дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена нормами КоАП РФ, законодатель учитывал разграничение ее между системами судов, федеральных органов исполнительной власти и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (см. гл. 23 Кодекса).
Вместе с тем новеллой Кодекса явилось установление подведомственности отдельных категорий дел об административных правонарушениях, ответственность за которые также предусмотрена данным Кодексом, органам исполнительной власти субъектов РФ.
В ч. 5 комментируемой статьи такой подход обоснован задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов РФ федеральными законами. В последние годы произошла передача в ведение субъектов РФ ряда полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению государственного контроля и надзора за исполнением требований земельного, лесного, водного законодательства, законодательства в области жилищного хозяйства, долевого строительства жилых домов и др. В связи с этим были определены юрисдикционные полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по рассмотрению некоторых дел об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены КоАП РФ (см., например, ст. ст. 23.22.1, 23.23.1, 23.55, 23.64).
Другой комментарий к статье 1.3 КоАП РФ
1. Законодательство об административных правонарушениях составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в связи с чем возникает потребность разграничения компетенции государства и его регионов в данной сфере. Положения настоящей статьи призваны определить предмет ведения Российской Федерации, который регламентируется в соответствии с Конституцией РФ и детализируется применительно к рассматриваемой сфере нормами КоАП РФ. Традиционно для российского законодательства в ведении государства находится решение наиболее важных задач, определение ведущих направлений политики в области административных правонарушений. Следует заметить, что в рамках настоящей статьи речь идет об исключительной компетенции федеральных органов государственной власти, которая реализуется ими непосредственно и не может быть делегирована иным субъектам.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Детализируя указанные предписания Основного Закона государства, нормы настоящей статьи относят к ведению Федерации установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, т.е. определение единых основных положений административного законодательства, концепции его развития и реализации. Поскольку законодательство об административных правонарушениях во главе с КоАП РФ представляет собой единый комплекс нормативных актов, подлежащих применению на всей территории государства, т.е. охватывает собой территории всех субъектов РФ, то утверждены такие положения могут быть исключительно на федеральном уровне.
Определение перечня видов административных наказаний и правил их применения также отнесено к федеральной компетенции. Однако следует заметить, что особенностью административной ответственности является возможность установления состава административного правонарушения не только нормами КоАП РФ, но и иных нормативных актов, в том числе регионального уровня. Однако независимо от предоставленной свободы деятельности уполномоченных субъектов, государство устанавливает и регламентирует единую систему мер государственного реагирования, в связи с чем только Российская Федерация формирует перечень административных санкций и порядок их реализации. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности, за каждое деяние меры ответственности должны быть законными, обоснованными и соответствующими тяжести совершенного деяния. Подобный подход позволяет обеспечить лишь централизованное правовое регулирование со стороны государства. Единым является и порядок производства по делам об административных правонарушениях. Применение мер ответственности различными уполномоченными органами государственной власти определяется применительно к юрисдикции данного органа и его полномочиям. Установление иных различий и особенностей в отношении установленного порядка применения указанных мер недопустимо. Единство правил административного процесса относит его к исключительной компетенции Российской Федерации. Исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется не только территориальными органами Федеральной службы судебных приставов РФ, но и иными уполномоченными органами, компетенция которых регламентируется федеральными нормативными актами, что свидетельствует о единстве установленных требований к порядку исполнения наказания и их правовой регламентации федеральными правовыми предписаниями.
Статья 71 Конституции РФ призвана определить перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию государства. Применение мер ответственности по таким вопросам также составляет исключительную компетенцию Российской Федерации и может быть реализовано исключительно органами государственной власти федерального уровня. В этой связи отнесение отдельных вопросов деятельности к компетенции Федерации свидетельствует о передаче в ведение государства и вопросов применения мер административной ответственности за нарушение таких предписаний.
2. Деятельность любого органа государственной власти в части рассмотрения дел об административных правонарушениях регламентируется таким критерием, как подведомственность. Указанное общее правило распространяется на все органы власти за исключением судов, для которых наряду с подведомственностью принципиальное значение имеет и такая категория, как подсудность дел. Положения настоящей статьи призваны регламентировать порядок определения и подведомственности, и подсудности дел об административных правонарушениях отдельным органам государственной власти.
Категория "подсудность" характерна исключительно для судебных органов власти и указывает на порядок распределения дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами, т.е. определение конкретного суда, который должен рассмотреть дело об административном правонарушении. Подсудность включает компетентность определенного суда вынести решение по существу дела, а также корреспондирующую этому правомочию обязанность заинтересованных лиц подчиняться суду. Определение подсудности составляет исключительную компетенцию законодательства, регламентирующего деятельность указанных органов. В этой связи нормы КоАП РФ не могут предусматривать специальные правила ее определения и формируют норму в качестве отсылочной к законодательству о судебной системе РФ. При этом Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" не предусматривает порядка определения подсудности дел. Таким образом, предусмотренное ч. 2 настоящей статьи понятие законодательства о судебной системе в широком смысле включает в него и процессуальные нормативные акты. Подсудность судов по делам об административных правонарушениях определена Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ и Гражданским процессуальным кодексом РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Дела об административных правонарушениях, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, Суда по интеллектуальным правам и федеральных арбитражных судов округов.
ГПК РФ предусматривает несколько правил определения подсудности дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Подсудность дел об административных правонарушениях в большинстве случаев определяется по общему правилу - оно подлежит рассмотрению судом по месту жительства или месту нахождения ответчика. Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству.
3. Содержание подведомственности можно определить как отнесение требующих разрешения уполномоченным органом дел к ведению отдельных государственных органов. Как правило, подведомственность дел определяется в соответствии с компетенцией каждого отдельного органа. Однако наряду с общими правилами ее определения положения настоящей статьи предусматривают и ряд специальных предписаний. Более того, законодатель наделил КоАП РФ возможностью формирования подведомственности дел об административных правонарушениях отдельных категорий органов. Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних регламентируется ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", которая определяет и подведомственность данного органа, оставляя за рамками правового регулирования дела об административных правонарушениях. В этой связи КоАП РФ конкретизирует общие предписания указанной правовой нормы, детализируя подведомственность комиссиям дел об административных правонарушениях.
Прежде чем говорить о наличии (отсутствии) полномочий отдельно взятого органа государственной власти в сфере административных правонарушений, необходимо конкретизировать перечень органов государственной власти, наделенных указанными полномочиями. Как правило, такая детализация осуществляется на федеральном уровне, субъекты РФ проводят разграничение полномочий органов по аналогии с федеральными. В этой связи нормы КоАП РФ призваны не только разграничить сферы деятельности отдельных органов власти, но и конкретизировать перечень органов, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере. Положения ч. 4 указывают на разграничение компетенции лишь федеральных органов исполнительной власти, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительство РФ разрабатывает положения о федеральных органах исполнительной власти. Роль Кодекса сводится к детализации общей компетенции каждого органа в части рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
Субъектам РФ предоставлена свобода деятельности в определении структуры региональных органов исполнительной власти. Анализ таких структур в рамках отдельных регионов свидетельствует о том, что в большинстве случаев они аналогичны федеральным. Однако, несмотря на предоставленную свободу субъектов РФ, разграничение компетенции в отношении дел об административных правонарушениях составляет исключительную компетенцию Кодекса. Таким образом, являясь специальным нормативным актом, Кодекс призван определить совокупность органов государственной власти, наделенных компетенцией в области рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, а также разграничить подведомственность дел по данным органам.