1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;
(Пункт дополнительно включен с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ)
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
(Статья дополнительно включена с 31 марта 2010 года Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ)
Комментарий к статье 1.3.1 КоАП РФ
1. Учитывая возрастающую роль и ответственность органов государственной власти субъектов РФ за обеспечение жизни и здоровья населения в своих регионах, обеспечение общественного порядка, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для развития жилищного строительства и решение других важных вопросов, связанных с развитием экономики и культуры, в целях укрепления законности и порядка на соответствующей территории законодатель счел целесообразным определить вопросы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности.
Включение в КоАП РФ комментируемой статьи будет способствовать более четкому разграничению предметов ведения федеральных и региональных органов государственной власти в сфере установления административной ответственности. При этом законодатель руководствовался нормами Конституции РФ и общими принципами установления ответственности за административные правонарушения (см. комментарии к ст. ст. 1.1 и 1.3 Кодекса).
2. В ч. 1 комментируемой статьи определены предметы ведения субъектов РФ в области законодательного регулирования административной ответственности.
Такая ответственность может быть установлена за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Тем самым обеспечивается разграничение полномочий федерального законодателя и законодателя субъекта РФ в рассматриваемой сфере (см. п. 3 ч. 1 ст. 1.3 и п. 1 ч. 1 данной статьи).
3. В п. 2 ч. 1 комментируемой статьи к ведению субъекта РФ отнесена организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ. К сожалению, законодатель не раскрыл понятие "организация производства", хотя следовало бы учесть содержание п. 4 ч. 1 ст. 1.3, согласно которому к ведению Российской Федерации в лице федерального законодателя относится установление порядка производства по делам об административных правонарушениях применительно к полномочиям всех органов административной юрисдикции. В связи с этим во всех законодательных актах субъектов РФ об административных правонарушениях даны отсылки к разделу IV КоАП РФ "Производство по делам об административных правонарушениях". На наш взгляд, нет оснований изменять действующий порядок.
4. Законами субъектов РФ об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 22.1 и п. 3 ч. 1 комментируемой статьи КоАП РФ определяется подведомственность дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена этими законами. Исходя из содержания ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ следует сделать вывод, что законом субъекта РФ такие дела могут быть отнесены к компетенции мировых судей (они - суды субъектов РФ); комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (имеются в виду районные (городские), районные комиссии в городах, как они названы в ст. 23.2 КоАП РФ, но при этом надо учитывать нормы Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"); административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти и их учреждения, наделенные законом субъекта РФ соответствующими полномочиями.
Следует отметить, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.) включены в указанную федеральную систему. Порядок организации этих комиссий определяется законами субъектов РФ (см. комментарий к ст. 23.2).
5. Учитывая нормы ч. 5 ст. 1.3 КоАП РФ, в данной статье (ч. 4) предусмотрена возможность отнесения к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ рассмотрения дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом, при условии что такая подведомственность и полномочия соответствующих должностных лиц будут определены в конкретных статьях гл. 23 КоАП РФ.
6. Учитывая полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по рассмотрению двух категорий дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена либо законом субъекта РФ, либо КоАП РФ, комментируемая статья устанавливает порядок определения перечня должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно п. 6 ч. 1 данной статьи к ведению субъекта РФ отнесено определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом данного субъекта РФ.
В ч. 5 данной статьи установлено, что должностные лица органов исполнительной власти субъекта РФ в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, только в случаях, указанных в ст. 28.3.
7. Новеллой Кодекса является предоставление субъекту РФ в лице его законодательного органа права наделять отдельными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, перечисленных в пунктах 4 - 6 ч. 1 комментируемой статьи, органы местного самоуправления. В этом случае должностные лица органа местного самоуправления в пределах установленного для них перечня будут вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законом субъекта РФ.
Кроме того, органам местного самоуправления ныне предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законом субъекта РФ, при осуществлении контрольно-надзорных полномочий, делегированных Российской Федерацией или субъектом РФ, а также при осуществлении муниципального контроля.
Такие случаи должны быть предусмотрены законом субъекта РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о существенном расширении полномочий субъектов РФ в сфере применения норм КоАП РФ.
Другой комментарий к статье 1.3.1 КоАП РФ
1. Наряду с деятельностью федеральных органов государственной власти определенными полномочиями в отношении дел об административных правонарушениях наделены и субъекты РФ. Следует обратить внимание, что КоАП РФ предусматривает лишь исключительную компетенцию Федерации и ее регионов, исключая возможность совместного осуществления части полномочий.
В ведении Российской Федерации находятся наиболее важные и значимые аспекты административных правоотношений, которые в большинстве случаев носят общий характер и распространяются на всю территорию государства. Однако немаловажное значение имеет и компетенция каждого отдельного субъекта РФ в рассматриваемой сфере. КоАП РФ наделяет российские регионы и нормотворческими, и охранительными, и иными функциями в рассматриваемой области. Нормотворческая функция субъектов РФ реализуется в рамках разработки и принятия ими региональных законов по вопросам административной ответственности и административных правонарушений (например, Закон Московской области от 16.05.2013 N 39/2013-ОЗ "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области"). Регионы в рамках собственных правовых предписаний наделены возможностью определения специальных составов правонарушений и ответственности за них. Но при этом следует учитывать, что наказание за такие правонарушения может определяться лишь в рамках установленной государством системы административных санкций - формировать собственную систему санкций субъекты РФ не вправе. Так, Закон Московской области от 16.05.2013 N 39/2013-ОЗ, вводя административную ответственность за нарушения требований в сфере потребительского рынка и услуг, в качестве основной санкции за указанные правонарушения определяет административный штраф, который в ряде случаев может дополняться и иными административными санкциями, определенными КоАП РФ. Перечень определенных настоящей статьей нормотворческих полномочий является открытым и позволяет субъектам РФ регулировать в рамках собственных законодательных актов и иные вопросы, перечень которых определяется КоАП РФ. Таким образом, открытый характер указанного перечня является в большей степени условным, поскольку требует наличия специального предписания, которое может быть определено исключительно нормами комментируемого акта. Ни один иной акт не уполномочен на разграничение компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, а соответственно, и их правовых предписаний.
Наиболее значимую часть полномочий органов государственной власти субъектов РФ составляет организация производства по делам об административных правонарушениях и определение их подведомственности. В большинстве случаев определение юрисдикции региональных органов основывается на компетенции аналогичных органов федерального уровня. Следует заметить, что к компетенции регионов КоАП РФ относит не само производство по делам об административных правонарушениях, а лишь его организацию, которая выражается в формировании адекватной системы юрисдикционных органов, уполномоченных на рассмотрение и разрешение указанной категории дел. В то же время образование самого органа не позволит ему в полной мере реализовать рассматриваемые виды деятельности, а требует формирования правовой базы его деятельности, которая регламентирует границы его юрисдикции, а также объем предоставленных полномочий. Организация производства по делам об административных правонарушениях в рамках каждого отдельного субъекта РФ предполагает легитимацию органа, которому такие полномочия предоставляются, а также формирование правовой базы его деятельности, т.е. создание всех необходимых условий для реализации предоставленных ему полномочий.
Субъекты РФ также наделены правом образования специальных субъектов в рассматриваемой сфере, в связи с чем отдельные категории дел об административных правонарушениях могут передаваться таким органам, что, в свою очередь, в значительной степени изменяет общую подведомственность иных органов. Определение уполномоченного субъекта в первую очередь направлено на обеспечение законного и объективного производства по делам об административных правонарушениях с назначением адекватной меры ответственности. К компетенции регионов отнесено образование таких органов государственной власти в рассматриваемой сфере, как комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии и т.п. Предоставление указанного правомочия позволяет субъекту РФ самостоятельно оценить потребность в том или ином органе с точки зрения объективной необходимости его образования, а также предоставления ему ряда специальных полномочий. Указанное правомочие в равной мере распространяется не только на органы государственной власти, но и на отдельных должностных лиц, которые в соответствии с КоАП РФ и иными нормативными актами осуществляют деятельность в отношении административных правонарушений.
2. Указанные в ч. 1 комментируемой статьи полномочия могут быть реализованы непосредственно органами государственной власти субъекта РФ и их должностными лицами либо могут быть переданы органам местного самоуправления. Следует заметить, что полномочия в данной сфере могут быть делегированы органам местного самоуправления как самой Российской Федерацией, так и ее субъектом в соответствии с предоставленными ему полномочиями. В случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями субъект, делегировавший их, берет на себя обязательства по обеспечению деятельности таких органов. КоАП РФ особо обращает внимание на то, что обеспечение деятельности муниципалитетов включает в себя и бремя несения расходов по осуществлению функций в сфере административных правоотношений и правонарушений, т.е. одновременно с полномочиями не могут быть переданы обязанности по содержанию таких органов и обеспечению их деятельности. Однако привлечение местного самоуправления к решению рассматриваемых задач позволит более эффективно пресекать и предупреждать административные правонарушения, поскольку в данном случае происходит ограничение не только правовой юрисдикции, но и территориальной. Как правило, осуществление деятельности на сравнительно небольшой территории муниципального образования позволит сократить количество административных правонарушений и обеспечить их профилактику.
3. Нормы комментируемой статьи призваны декларировать факт предоставление специальных полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ и их должностным лицам. Причем указанные полномочия предоставляются этим субъектом в отсылочной форме, т.е. в соответствии с иными предписаниями КоАП РФ. Глава 23 КоАП РФ, к которой отсылают положения ч. 4 настоящей статьи, призвана разграничить компетенцию отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ применительно к основному предмету их деятельности - только в рамках предоставленной органу компетенции он может реализовывать полномочия в части пресечения административного правонарушения или применения мер ответственности за его совершение. Так, например, органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды не вправе применять меры административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения и т.д. Нормативно установленной компетенцией ограничены полномочия не только самого органа, но и его должностных лиц, непосредственно реализующих деятельность в отношении административных правонарушений. Если деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ определяется его компетенцией, то полномочия должностных лиц в части составления ими протоколов об административных правонарушениях напрямую зависит от наделения их такими возможностями предписаниями КоАП РФ, в частности, ст. 28.3. Так, например, министерства юстиции субъектов РФ и иные аналогичные им органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях лишь в части нарушения установленных правил государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, и контроля за их деятельностью, причем перечень подведомственных данному органу дел является закрытым.
Разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также регламентация предметной компетенции каждого отдельного органа направлена на оптимизацию применения мер административной ответственности и эффективное решение задач, определенных КоАП РФ.