1. Нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.
2. Нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ.
3. Грубое нарушение норм и правил в области использования атомной энергии -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
(Часть дополнительно включена с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ)
Примечание. Под грубым нарушением норм и правил в области использования атомной энергии понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и окружающей среде.
(Примечание дополнительно включено с 1 декабря 2011 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ)
Комментарий к статье 9.6 КоАП РФ
1. Положения данной статьи направлены на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Правовое регулирование отношений, возникающих при использовании атомной энергии, осуществляется Федеральными законами от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изм. и доп.); от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Постановлениями Правительства РФ от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии"; от 14 июля 1997 г. N 865 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии"; от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов"; от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов".
Кроме того, действуют многочисленные правила обеспечения радиационной безопасности, утверждаемые Главным государственным санитарным врачом РФ (см., например, СП 2.6.6.2572-2010 "Обеспечение радиационной безопасности при обращении с промышленными отходами атомных станций, содержащих техногенные радионуклиды") (РГ. 2010. 26 марта).
2. Статья содержит ряд формальных составов административных правонарушений, состоящих в нарушении норм и правил в области использования атомной энергии, учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также в отсутствии контроля за соблюдением правил их хранения и использования.
3. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с функционированием объектов, использующих атомную энергию. К их числу относятся ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества и отходы.
4. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.
Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.
5. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ и отсутствии контроля за соблюдением правил их хранения и использования. Органами управления системы учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ являются: на федеральном уровне - Федеральное агентство по атомной энергии Российской Федерации; на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ; на ведомственном уровне - федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ в эксплуатирующих организациях обеспечиваются администрацией этих организаций.
6. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
7. Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, виновные в несоблюдении норм и правил во время деятельности в области использования атомной энергии.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере безопасности при использовании атомной энергии (ст. 23.33).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
9. В случаях, когда в результате нарушения норм и правил безопасности во время деятельности в области использования атомной энергии могли наступить или наступили тяжкие последствия (смерть человека, радиоактивное заражение окружающей среды и т.д.), ответственность наступает по ст. 215 УК РФ.
Другой комментарий к статье 9.6 КоАП РФ
1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с функционированием объектов, использующих атомную энергию. К их числу относятся ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ и необеспечении контроля за соблюдением правил их хранения и использования. Органами управления системы учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ являются:
- на федеральном уровне - Федеральное агентство по атомной энергии;
- на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ;
- на ведомственном уровне - федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
2. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, виновные в несоблюдении норм и правил при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.