Отказ от постановки на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 9.14 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - способствовать производству транспортных средств общего пользования со специальными устройствами, приспособленными для использования инвалидами, как одному из важных условий в системе государственных мероприятий, направленных на обеспечение беспрепятственного доступа этой категории граждан к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур.
2. Под транспортными средствами общего (общественного) пользования понимаются виды транспортных средств, предназначенные для массовых перевозок пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны электро- и дизель-поездов, метрополитена, суда морского и речного флота, самолеты гражданской авиации). Такие транспортные средства должны оснащаться специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. В них необходимо предусматривать багажные отделения для хранения кресел-колясок и тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, иные ориентирующие устройства (см. Федеральную целевую программу "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденную Постановлением Правительства РФ N 832 (с изм. и доп.)).
3. Объектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.
Объективная сторона правонарушения заключается в отказе изготовителя выполнять установленную законом обязанность по постановке на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов. Эта обязанность изготовителя предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Согласно ч. 6 ст. 15 названного Закона организации машиностроительного комплекса, которые выпускают транспортные средства, а также независимо от организационно-правовых форм осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами для создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования такими средствами.
Отказ изготовителя может выражаться в бездействии, т.е. в непринятии им мер, направленных на исполнение данного требования законодательства, или в действиях, нарушающих это требование.
4. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, характеризуется прямым умыслом.
5. Субъектами являются юридические лица - организации машиностроительного комплекса независимо от организационно-правовых форм. К ним относятся унитарные, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества и др. Административную ответственность за совершение данного правонарушения несут также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения.
Административные наказания налагаются и на руководителей указанных организаций, других должностных лиц, ответственных за выпуск транспортных средств общего пользования.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 9.14 КоАП РФ
1. Под транспортными средствами общего (общественного) пользования понимаются виды транспортных средств, предназначенные для массовых перевозок пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны электро- и дизель-поездов, метрополитена, суда морского и речного флота, самолеты гражданской авиации). В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ такие транспортные средства должны оснащаться специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Кроме того, в них должны предусматриваться багажные отделения для хранения кресел-колясок и тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, иные ориентирующие устройства.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.
Объективная сторона правонарушения заключается в отказе изготовителя выполнять установленную законом обязанность по постановке на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов, выраженном в бездействии - непринятии им мер, направленных на исполнение данного требования законодательства, или в действиях, нарушающих данные требования.
2. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, характеризуется прямым умыслом.
Субъектами являются юридические лица - организации машиностроительного комплекса независимо от организационно-правовых форм. К ним относятся унитарные, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества и др. Административную ответственность за совершение данного правонарушения несут также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения.