Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды с нарушением обязательных требований -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Осуществление работ в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы с нарушением обязательных требований -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратила силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

4. Часть дополнительно включена с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратила силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Примечание дополнительно включено с 17 июля 2005 года Федеральным законом от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ; утратило силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 8.40 КоАП РФ

1. Цель комментируемой статьи состоит в обеспечении порядка эколого-информационной деятельности, а также в соблюдении правил деятельности, могущей привести к серьезным экологическим последствиям вплоть до глобальных. Сфера действия статьи касается поведения как граждан (ч. 1 данной статьи), так и специфической группы специальных субъектов (должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).

2. Правовое регулирование в указанной области осуществляется рядом нормативных правовых актов (см. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"; утвержденные Постановлениями Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 372 Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; от 15 ноября 1997 г. N 1425 Положение об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды).

3. Предмет правонарушения - деятельность в области: а) мониторинга, т.е. наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами; б) гидрометеорологии, включающей определение состояния климатических, аэрологических, гидрологических и иных качеств окружающей среды и отслеживания изменений в них.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи представляет собой действия по осуществлению указанных выше работ с нарушением условий разрешения (лицензии) и дополнительных условий и требований, обязанности передачи информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также обязанность незамедлительно сообщать территориальным подразделениям лицензирующего органа информации о чрезвычайных ситуациях и т.п. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

5. Предметом правонарушения по составу, предусмотренному ч. 2, являются работы в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике. Выполнение этих работ регулируется специальными правилами и ввиду своей специфичности должно соответствовать особым требованиям, содержащимся как в нормативных правовых актах, так и в лицензии (разрешении).

Применительно к составу административного правонарушения по ч. 3 данной статьи в отношении таких субъектов, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, введен квалифицирующий признак - грубое нарушение установленных правил, упомянутых в ч. 1 комментируемой статьи. Увеличены штрафные санкции и предусмотрено применение административного приостановления деятельности. К сожалению, законодатель не раскрыл понятия и содержания "грубое нарушение" применительно к конкретным составам правонарушений по данной статье, а ограничился отсылкой к полномочиям Правительства РФ (см. примечание к комментируемой статье).

6. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи может состоять в невыполнении таких условий разрешения, как допуск к работам в указанной области лиц, не имеющих соответствующей квалификации, отсутствие регистрации лицензии (разрешения) и т.п.

7. Субъект правонарушения по ч. 1 данной статьи - граждане, должностные лица органов и организаций, а также юридические лица, имеющие право по закону, уполномочию, договору вести указанные работы (специализированные организации, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин и др.).

Субъекты правонарушений по ч. ч. 2 - 4 данной статьи - должностные лица и юридические лица, а по ч. 3 - также индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

8. Дела по данной статье рассматриваются должностными лицами органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28), а также судьями - по ч. ч. 3 и 4 данной статьи (ч. 2 ст. 23.1), если на их рассмотрение будет передано дело об административном правонарушении в связи с необходимостью применить административное приостановление деятельности.

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 8.40 КоАП РФ

1. Предметом административного правонарушения является деятельность в области наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами (мониторинг), гидрометеорологии, включающей определение состояния климатических, аэрологических, гидрологических и иных качеств окружающей среды и отслеживания изменений в них.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи представляет собой действия по осуществлению указанных выше работ с нарушением условий разрешения (лицензии) и дополнительных условий и требований, обязанности передачи информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, незамедлительное сообщение территориальным подразделениям лицензирующего органа информации о чрезвычайных ситуациях и т.п. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Предметом предусмотренного ч. 2 состава административного правонарушения являются работы в области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике. Выполнение этих работ регулируется специальными правилами и ввиду своей специфичности должно соответствовать особым требованиям, содержащимся как в нормативных правовых актах, так и в лицензии (разрешении).

В качестве обязательного квалифицирующего признака для привлечения к административной ответственности по ч. 2 комментируемой статьи установлено наличие в действиях виновного лица грубого нарушения установленных правил.

Объективная сторона правонарушения может выражаться в невыполнении таких условий разрешения, как допуск к работам в указанной области лиц, не имеющих соответствующей квалификации, отсутствие регистрации лицензии (разрешения) и др.

3. Субъектом рассматриваемых правонарушений могут выступать должностные лица органов и организаций, а также юридические лица, имеющие право по закону, уполномочию, договору вести указанные работы (специализированные организации, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин и др.).

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений могут характеризоваться умышленной или неосторожной формами вины.