Нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (абзац в редакции, введенной в действие с 8 января 2006 года Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 183-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 8.3 КоАП РФ
1. Комментируемая статья исключает специальные составы, сохраняя лишь один общий состав с альтернативными признаками объективной стороны. В статье содержится состав поставления в опасность. Существенно расширены признаки объективной стороны: помимо транспортировки (перевозки), применения и хранения, нарушение может быть совершено на таких этапах обращения с пестицидами и агрохимикатами, как их испытания, производство (перечень этапов открытый); приведено в соответствие со специальным экологическим законодательством определение предмета правонарушения.
Цель статьи - обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам средствами защиты растений. Сфера действия статьи - деятельность предприятий и организаций, осуществляющих испытания, хранение, транспортировку и применение пестицидов и агрохимикатов, т.е. веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве.
2. Правовое регулирование обращения с пестицидами достаточно обширно. Общие требования содержатся в Федеральных законах от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп.), от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (с изм. и доп.), а специальные - в многочисленных подзаконных актах.
3. Объект правонарушения - общественные отношения в области сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и обеспечения безопасности применяемых в них средств, создания надлежащих условий труда и обеспечения экологической безопасности населения, его бытовых условий.
Предмет правонарушения - пестициды, т.е. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты). Действующее вещество пестицида представляет собой биологически активную его часть, использование которой в виде различных препаративных форм приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений. Пестициды разделяются по своему правовому статусу на три группы: а) находящиеся в свободном обороте, занесенные в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов и разрешенные к применению на территории России; б) изъятые из оборота и, соответственно, не включенные в указанный каталог, не разрешенные к применению в Российской Федерации; в) ограниченные в обороте, поскольку они имеют повышенную вероятность негативного воздействия на здоровье людей и окружающую природную среду (их оборот осуществляется на основании специального разрешения). Агрохимикаты - удобрения химического или биологического происхождения, мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных (данное понятие не применяется в отношении торфа).
4. Объективная сторона состава правонарушения включает деяние (действие или бездействие), состоящее в нарушении правил хранения, перевозки, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Действия могут выражаться в нарушении рекомендаций по обращению с пестицидами и агрохимикатами, установленных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов; в уклонении продавца (поставщика) от представления рекомендаций о применении, хранении, транспортировке пестицида, в хранении пестицидов не в специально предназначенных для этого хранилищах, в перевозке пестицидов и агрохимикатов не в специально оборудованных транспортных средствах, в применении их без использования специальной техники и оборудования либо применении пестицидов и агрохимикатов ограниченного использования без специального разрешения либо лицами, не имеющими специальной профессиональной подготовки.
Состав данного правонарушения образуют и действия по производству, рекламе пестицидов и агрохимикатов, а также иное обращение с пестицидами и агрохимикатами, например их обезвреживание, утилизация, уничтожение или захоронение, совершенные с нарушением правил безопасности, экологических требований, санитарно-гигиенических нормативов.
5. Наступления последствий не требуется. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил.
6. Субъектами административных правонарушений являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения - умышленная вина.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами (ст. 23.15), а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (в части нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимикатами на морском, внутреннем водном, автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования) (ст. 23.36).
В том случае, если будет признано необходимым применение более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности, дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.3 КоАП РФ
1. В целях правового регулирования порядка обращения с пестицидами законодателем было принято большое количество нормативных актов, направленных на минимизацию отрицательного воздействия таких веществ на окружающую среду, живые организмы.
Основными нормативными актами в указанной сфере действующего законодательства являются Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В целях обеспечения безопасности при обращении с опасными химическими веществами, относящимся к средствам защиты растений, законодателем была введена рассматриваемая норма административного права.
Действие комментируемой статьи распространяется на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих испытания, хранение, транспортировку и применение пестицидов и агрохимикатов - веществ, используемых в сельскохозяйственном производстве, лесном хозяйстве.
2. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в области сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и обеспечения безопасности применяемых в них средств, создания надлежащих условий труда и обеспечения экологической безопасности населения, его бытовых условий.
Предметом правонарушения являются пестициды. Под пестицидами понимаются химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев, предуборочного подсушивания растений, состоящие из биологически активной пестицидной части, использование которой приводит к воздействию на тот или иной вид вредного организма или на рост и развитие растений.
3. Объективную сторону данного административного состава характеризуют действия или бездействие, состоящие в нарушении правил хранения, перевозки, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Комментируемая статья предусматривает ответственность за формальный состав административного правонарушения, то есть ответственность возникает независимо от наступления негативных последствий с момента совершения противоправных действий, охватываемых объективной стороной.
4. В качестве субъектов административных правонарушений могут выступать должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Совершение рассматриваемого состава административного правонарушения возможно только с умышленной формой вины.
Следует отметить, что дела указанной категории рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, органов транспортного контроля и надзора в зависимости от характера действий, составляющих объективную сторону правонарушения. Однако, в случае если будет установлена необходимость применения более строгого наказания, предусмотренного санкцией статьи, в виде административного приостановления деятельности, такое дело подлежит передаче на рассмотрение суду.