1. Нарушение правил заготовки древесины -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
2. Нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
3. Нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
4. Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 277-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
Комментарий к статье 8.25 КоАП РФ
1. Цель данной статьи состоит в обеспечении рационального использования и охраны лесов, т.е. многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Сфера применения статьи - деятельность организаций, а также граждан, осуществляющих заготовку и вывозку древесины и иной лесной продукции и другие виды пользования лесными ресурсами. Статья включает четыре формальных состава административных правонарушений.
2. Порядок использования лесных ресурсов, т.е. суммарных запасов перестойных, спелых и иных древостоев, предназначенных для заготовки древесины и иной лесной продукции, выделения его лесопользователям, передачи лесных участков в натуре, правила рубок и иные требования по рациональному использованию и защите лесов, установлены в ЛК РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня, в свою очередь, имеющих сложную систему. Следует учитывать, что эти акты регулируют использование лесов: 1) на территории Российской Федерации в целом; 2) в пределах определенного природно-географического региона. Кроме того, действуют нормативные правовые акты субъектов РФ.
3. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом - лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы - древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).
4. В ч. 1 комментируемой статьи содержится формальный состав нарушения правил заготовки древесины.
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность. Это разновидность рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины. По своей юридической природе заготовка древесины - вид использования лесов. Она осуществляется в эксплуатационных лесах, подлежащих освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и продуктов ее переработки на основе рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов и развития лесной промышленности (ст. ст. 12, 108 ЛК РФ), а также (при соблюдении соответствующих условий) в защитных лесах. Объектом заготовки древесины в первую очередь являются погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
Лесной кодекс запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч. 4 ст. 29). При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.
5. Объективная сторона правонарушения состоит в рубке деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от не достигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок. Эти требования подробно урегулированы лесным законодательством. Объективная сторона выражается чаще в бездействии, т.е. в непроведении очистки лесосек, необеспечении сохранности семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете, а также в действиях (необработка древесины инсектицидами в установленные сроки и т.п.).
Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, в оставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.
6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок - выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. Статья 17 ЛК РФ устанавливает ряд ограничений проведения сплошных рубок: а) в защитных лесах они допускаются только в случае, если выборочные рубки не достигли своих целей; б) при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных для этого, должно быть обеспечено воспроизводство лесов, учитывая общий запрет на проведение сплошных рубок в случаях, предусмотренных ЛК РФ и иными федеральными законами (ч. 6 ст. 17, п. 2 ч. 2 ст. 27, п. 3 ч. 5 ст. 87 ЛК РФ); в) специальные запреты проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, расположенных на территории государственных природных заповедников, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (ч. 2 ст. 103); запрет проведения сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заповедников, если иное не предусмотрено правовым режимом их функциональных зон (ч. 3 ст. 103); г) запрет сплошных рубок в водоохранных лесах (ст. 104), в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105), ценных лесов и особо защитных участков леса (ст. ст. 106 - 107), если отсутствуют ситуации недостижения целей выборных рубок.
Сплошные рубки служат заготовке древесины как основного вида использования лесов. Лесным законодательством регулируются основные требования к заготовке древесины, ее виды, способы в зависимости от подразделения лесов и категорий защитности, порядок заготовки древесины, определение ее размеров. Установлен перечень видов деревьев, рубка которых допускается только в исключительных случаях.
Заготовка древесины при сплошных и выборочных рубках осуществляется на лесных участках, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду либо в безвозмездное пользование.
Следует учитывать, что Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ включил в Федеральный закон "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" статью 8.3, согласно которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, леса, в том числе в охранных зонах и санитарных защитных зонах, в случаях, если в этих зонах размещены линии электропередач, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов. Цель данной статьи, которая будет действовать до дня введения в действие соответствующей нормы Лесного кодекса РФ, - обеспечить безопасность граждан и создание необходимых условий эксплуатации перечисленных выше объектов.
7. Третий состав - нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов - сформулирован как формальный с альтернативными признаками предметов правонарушения. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины (ч. 2 ст. 31 ЛК РФ). При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки.
Согласно ст. 18 ЛК РФ подсочка лесных насаждений - это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков. Она допускается только на лесных участках, предоставленных для заготовки живицы и древесных соков. Заготовка живицы - предпринимательская деятельность, связанная с подсочкой лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Она осуществляется на основе договоров аренды лесного участка.
Объективная сторона нарушения установленных правил заготовки живицы выражается в действиях, нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки (в нерациональном устройстве подсочной территории, неправильной наметке карр на деревьях и т.п.), или в бездействии (неустановке приемников под живицу, непринятии мер по устройству живицехранилищ и т.п.); нарушениях правил сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков и пр.; заключительных работ в виде действий - оставление каррооборудования на деревьях, бездействии - непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.
Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место в случаях, если она осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.п.
8. Часть 4 данной статьи предусматривает ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки.
Порядок заключения и содержание перечисленных в тексте комментируемой статьи договоров определены ст. ст. 74, 75, 77 и др. Лесного кодекса РФ.
Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех лесных пользований, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование. Требования, установленные договорами или пока еще действующими разрешительными документами, базируются на установленных ЛК РФ обязанностях граждан и юридических лиц и соответствуют сформулированным в ст. 82 ЛК РФ правам указанных лиц.
9. Объективная сторона состава - деяние в форме действий, которыми могут быть: самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами; осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов; ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии; оставление недорубов и т.п. Правонарушение считается оконченным с момента осуществления лесопользования, не соответствующего целям и требованиям, установленным договором или иным документом.
10. Субъекты правонарушений - лесопользователи, т.е. граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона - умысел или неосторожность.
11. Дела рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством РФ) (ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25).
Протоколы составляют должностные лица упомянутых выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 8.25 КоАП РФ
1. Введение административной ответственности за нарушение правил использования лесов обусловлено необходимостью обеспечения рационального, многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов.
Порядок использования лесных ресурсов установлены в Лесном кодексе РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня.
2. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом - лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы - древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).
Положениями ст. 29 Лесного кодекса РФ запрещена заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.
3. Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении виновным лицом правил заготовки древесины - разновидности рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности. Примером противоправных действий может служить рубка деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от недостигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок.
Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, выставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.
Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок - выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. В ст. 17 Лесного кодекса РФ установлен ряд ограничений для проведения сплошных рубок.
4. Положениями ч. 2 комментируемой статьи установлена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Еще одним составом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является нарушение правил заготовки живицы или иных лесных ресурсов. Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины. В соответствии со ст. 18 Лесного кодекса РФ подсочка лесных насаждений - это процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород разрезов и процесс сбора живицы, древесных соков.
Объективная сторона рассматриваемого состава заключается в нарушении установленных правил заготовки живицы и выражается в действиях (бездействии), нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки, правила сбора живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков, оставлении каррооборудования на деревьях, непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесничествам, лесопаркам или другим владельцам после окончания срока работ.
Нарушение правил заготовки пищевых лесных ресурсов имеет место, в случаях если оно осуществляется без лесорубочного билета или ордера, в запрещенных для этого местах, с превышением объемов, в неустановленные сроки и т.д.
5. В ч. 4 комментируемой статьи предусматривается ответственность за использование лесов с нарушением условий различных договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные участки. Лесопользователи вправе использовать лесные участки только для тех целей и в тех границах, на которые им выдан соответствующий документ на лесопользование.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в форме действий (бездействия), направленных на сознательное отклонение от установленных специальными разрешительными документами или договорами условий использования лесов и их границ. Примером могут служить самовольная постройка дорог, возведение строений и сооружений, пунктов хранения древесины, связанных с пользованием лесами, осуществление пользования лесными участками не в соответствии с условиями разрешительных документов, ведение работ способами, способствующими возникновению эрозии и т.д.
6. Субъектами правонарушений являются лесопользователи - граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умыслом или неосторожностью.