(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ
Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 46-ФЗ.
Комментарий к статье 7.9 КоАП РФ
1. В комментируемой статье содержатся два формальных состава с альтернативными признаками предмета и объективной стороны.
Цель статьи - защита права государственной собственности на леса, а также прав лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование. Сфера действия статьи охватывает деятельность не только лесопользователей, но и иных лиц, которые ведут хозяйственные работы.
2. Право собственности на лесные участки регулируется лесным, земельным и гражданским законодательством РФ в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства (ст. 67 ЛК РФ), о проектировании лесных участков (ст. 69 ЛК РФ), включенные в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в указанный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; в отношении лесных участков, включенных в состав земель иных категорий, формы собственности определяются земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ). Статьями 15 - 19 ЗК РФ предусмотрены следующие формы собственности: граждан и юридических лиц, т.е. частная, государственная - собственность РФ и ее субъектов, муниципальная. К федеральной собственности, например, относятся земли (и, соответственно, включенные в их состав лесные участки) промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, безопасности, используемые для обеспечения космической деятельности либо земли иного специального назначения (ст. ст. 87 - 93 ЗК РФ), земли особо охраняемых территорий федерального значения (ст. ст. 94 - 95 ЗК РФ) и т.п. При этом земельное законодательство устанавливает дифференцированный порядок изменения права собственности применительно к отдельным категориям земельных участков. Так, земельные участки в границах санитарных зон лечебно-оздоровительных местностей и курортов, находящиеся в частной собственности подлежат выкупу у их собственников (ст. ст. 55, 96 ЗК РФ), а земельные участки в пределах земель природоохранного назначения, занятые защитными лесами, не изымаются и не выкупаются у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов (ст. 97 ЗК РФ). В то же время отдельные земельные участки из земель обороны и безопасности могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для лесохозяйственного и иного использования (п. 5 ст. 93 ЗК РФ), но, к примеру, земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников и иных пользователей не изымаются (ч. 3 ст. 92 ЗК РФ). Учет названных и иных предписаний земельного и лесного законодательства опирается на два важных положения. Первое сформулировано в ст. 6 ЛК РФ: леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а их использование осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Второе содержится в ст. 101 ЗК РФ, определяющей, какие именно лесные земли относятся к землям лесного фонда. Это земли, покрытые и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, т.е. вырубки, гари, редины, прогалины и др., а также предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
Право лесопользования регламентируется значительным количеством нормативных правовых актов лесного, гражданского, земельного и экологического законодательства. Новая редакция ЛК РФ устанавливает ряд важных положений, учет которых необходим для применения административной ответственности по комментируемой статье. Они касаются общих начал использования лесов, видов использования, прав субъектов, их ограничений и др. вопросов. Лесной кодекс РФ предусматривает, что использование лесов ныне осуществляется в результате двух равнозначных юридических процедур: с предоставлением или без предоставления лесных участков в собственность, в аренду, в срочное или бессрочное (безвозмездное) пользование, во-первых, а во-вторых, проводится как с изъятием лесных ресурсов, так и без такового (ч. 1 ст. 24 ЛК РФ). Соответственно, и виды использования села определены законодателем как заготовка древесины, живицы, пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений и проч., означающие изъятие лесных ресурсов, либо как деятельность на лесных участках, не ставящая своей целью изъятия лесных ресурсов, но связанная с оказанием воздействия на леса и выполнением разных работ (ст. 25 ЛК РФ).
В комментируемой статье говорится непосредственно как о видах использования, указанных в ст. 25 ЛК РФ (переработка древесины и иных лесных ресурсов (п. 14), так и о таких работах (раскорчевка, устройство складов, возведение построек, распашка), которые связаны с заготовкой древесины, ведением сельского хозяйства и т.п., а также указывается на цели любых видов использования лесов. В итоге следует полагать, что самовольное осуществление каких бы то ни было работ на лесных участках в целях осуществления любого из видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ, подпадает под действие комментируемой статьи.
Особого внимания заслуживают требования лесного законодательства об использовании лесов, касающиеся соблюдения лесохозяйственных проектов освоения лесов, лесных деклараций (ч. 2 ст. 24, ст. 26 ЛК РФ) и ограничений (ст. 27 ЛК РФ).
3. Самовольное занятие лесного участка - формальный состав с альтернативными признаками субъективной стороны (цели) правонарушения. Объект - лесные участки, права пользования ими.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Объективная сторона - действие, состоящее в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться и т.п.
4. Использование лесного участка без специальных разрешений - формальный состав с альтернативными признаками по субъективной стороне (цели) и объективной стороне (незаконные действия по осуществлению перечисленных видов пользования). Обязательным условием для применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках.
Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.
Лесопользователи после предварительной передачи им лесосек получают право на проведение ряда подготовительных работ (строительство установок и приспособлений для первичной разделки и переработки древесины, строительство различных сооружений временного назначения, расчистка части участка под лесные склады и их устройство, строительство лесовозных дорог и т.п.). Заготовители отдельных видов лесных ресурсов (пней, коры, бересты; пихтовых, сосновых и еловых лап; новогодних елок и др.), а также пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений имеют право строить временные установки для переработки этих материалов, временные склады для получаемой продукции в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством. Аналогично решается вопрос при ведении охотничьего и сельского хозяйства. По окончании работ все постройки, сооружения, приспособления и т.п. должны быть убраны лесопользователями в течение года после окончания вывозки древесины, заготовки иных лесных ресурсов.
5. Объективная сторона правонарушения выражается в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию, т.е. удалению пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и пр., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов, т.е. размещению на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары, или оборудования стоянок для транспорта.
6. Субъекты правонарушения указаны в санкции данной статьи.
7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор; органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор; органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. ст. 23.24, 23.24.1, 24.25), в пределах компетенции соответствующих органов.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 7.9 КоАП РФ
1. Установление административной ответственности за самовольное занятие лесных участков направлено на обеспечение защиты права государственной собственности на леса, а также прав лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
Под лесным участком в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ понимается земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенных в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в указанный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.
Следует учитывать, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, форма собственности на лесные участки, включенные в состав земель иных категорий, определяется земельным законодательством.
Рассматриваемой статьей ответственность предусматривается за любые виды незаконного самовольного использования лесных участков, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ (например, переработка древесины и иных лесных ресурсов, раскорчевка, устройство складов, возведение построек, распашка и т.д.).
2. Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, поскольку влечет наступление административной ответственности независимо от наличия негативных последствий от осуществления противоправных действий.
В качестве предмета правонарушения могут рассматриваться лесные участки.
Объективная сторона может выражаться только в форме активных действий, направленных на фактическое завладение лесным участком.
При этом обязательным условием для наступления административной ответственности за использование лесного участка без специальных разрешений является отсутствие такого разрешения на проведение работ на лесных участках. В качестве надлежащего рассматривается только разрешение, выданное в установленном законом порядке уполномоченными на то органами, на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений и т.п.
Также комментируемой статьей предусмотрена альтернативная объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения, выражающаяся в действиях, направленных на нарушение установленных правил использования лесных участков (например, неразрешенное проведение работ по корчеванию, строительству, обустройству складов и т.п.).
3. Санкцией рассматриваемой статьи определен исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться субъектами данного правонарушения.