Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

Комментарий к статье 7.18 КоАП РФ

1. Зерно является национальным достоянием России, одним из основных факторов устойчивости экономики, имеет важнейшее значение в удовлетворении продовольственных потребностей населения, обеспечения животноводства кормами. В государственном резерве необходимо иметь значительное количество зерна и зернопродуктов соответствующего качества. С учетом этого создаются федеральный и региональные фонды зерна.

Удовлетворение потребностей государства в продовольственном, фуражном и семенном зерне регулируется рядом федеральных нормативных правовых актов, в том числе Законом РФ от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" (с изм. и доп.), Федеральным законом от 5 декабря 1998 г. N 183-ФЗ "О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки" (с изм. и доп.), а также Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1447 "Об утверждении порядка представления декларации рационального использования зерна" и др.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 478 "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна" (с изм. и доп.) деятельность в указанной области, имея в виду подтверждение соответствия качества перечисленной продукции установленным требованиям, включая выдачу сертификатов качества и безопасности продукции, осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Госсельхознадзором).

2. Данное правонарушение посягает на отношения, связанные в первую очередь с владением, пользованием и распоряжением зерном и зернопродуктами как объектами собственности, поэтому ответственность за него установлена в данной главе КоАП РФ.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки либо правил производства продуктов переработки зерна.

Федеральный закон "О государственном контроле за качеством и рациональном использовании зерна и продуктов его переработки" определяет понятия "зерно", "продукты переработки зерна", "рациональное использование зерна и продуктов его переработки".

Правила хранения зерна, его транспортировки, переработки состоят из соответствующих государственных стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов.

В случаях, когда нарушение вышеуказанных правил приводит к тому, что зерно или продукты его переработки становятся опасными для здоровья и жизни людей, необходимо также руководствоваться Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". За реализацию такой продукции населению виновные лица (в зависимости от обстоятельств и последствий) должны нести административную ответственность также по ст. 14.4 КоАП РФ или уголовную ответственность по ст. 238 УК РФ.

В целях обеспечения рационального использования зерна и продуктов его переработки Правительство РФ утвердило форму специальной декларации, порядок ее представления в уполномоченный орган.

Порядок закупки и поставки зерна и продуктов его переработки в соответствующие фонды определяется Правительством РФ и администрацией субъектов РФ.

4. Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, могут быть граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица и приравненные к ним работники коммерческих организаций, выполняющие управленческие функции, а также юридические лица, осуществляющие закупку зерна и продуктов, их переработку, хранение и использование.

5. Вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки (ст. 23.15).

Полномочиями по возбуждению дел наделены должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 7.18 КоАП РФ

1. В качестве объекта состава административного правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, выступают общественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением зерном и зернопродуктами как объектами собственности.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении установленных правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки либо правил производства продуктов переработки зерна. Правила хранения зерна, его транспортировки, переработки состоят из соответствующих государственных стандартов, технических условий, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и иных нормативных документов.

Следует учитывать, что в случаях наступления в результате указанных противоправных действий негативных последствий в виде возникновения опасности при употреблении такого зерна или продуктов его переработки для жизни и здоровья людей виновные лица за реализацию такой продукции в зависимости от обстоятельств и последствий могут понести также административную ответственность по ст. 14.4 КоАП РФ или уголовную ответственность по ст. 238 УК РФ.

2. Комментируемой статьей в качестве субъектов ответственности предусмотрены граждане, индивидуальные предприниматели, должностные лица и приравненные к ним работники коммерческих организаций, выполняющие управленческие функции, а также юридические лица, осуществляющие закупку зерна и продуктов, их переработку, хранение и использование.

Совершение рассматриваемого административного правонарушения возможно как в форме умысла, так и в форме неосторожности.