1. Непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или руководителем аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти -
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
3. Непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до шести месяцев.
(Статья дополнительно включена с 1 января 2014 года Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ)
Комментарий к статье 6.29 КоАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за невыполнение обязанностей, возложенных на субъекты правоотношений в сфере медицинской и фармацевтической деятельности, ст. 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее по тексту - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ), которая направлена на урегулирование конфликта интересов при осуществлении данных видов деятельности. Статья включена в комментируемый Кодекс значительно недавно Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ по вопросам охраны здоровья граждан в РФ" и на сегодняшний день не имеет богатой правоприменительной практики. Она направлена на регулирование вопросов, возникающих при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности в сфере конфликтов, возникающих при реализации такой деятельности при наличии противоречий между интересами медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента.
Конфликт интересов - ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.
Статьей 75 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ возложена обязанность на медицинского или фармацевтического работника в случае возникновения конфликта интересов проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает. Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации, в свою очередь, в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения РФ (далее по тексту - Минздрав России) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ". Для урегулирования конфликта интересов Минздрав России образует комиссию по урегулированию конфликта интересов. Правовой статус и порядок осуществления деятельности комиссией регламентированы Приказом Минздрава России от 21.12.2012 N 1350н "Об утверждении положения о комиссии Министерства здравоохранения РФ по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности".
Таким образом, обязанность руководителя медицинской организации, руководителя аптечной организации, а также индивидуального предпринимателя уведомлять и информировать уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти о возникновении конфликта интересов заключается в направлении соответствующей информации в комиссию Минздрава России по урегулированию конфликта интересов. Комиссия рассматривает вопросы, связанные с возникновением ситуаций, при которых у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.
Комиссия рассматривает поступившие в адрес Министерства здравоохранения РФ письменные уведомления руководителей медицинских и аптечных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, о возникновении конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Комиссия не осуществляет рассмотрение анонимных обращений.
При поступлении письменного уведомления руководителя медицинской или аптечной организации, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую или фармацевтическую деятельность, о возникновении конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности председатель комиссии, его заместитель в течение 3 рабочих дней назначают дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее 7 рабочих дней со дня поступления указанного письменного уведомления. Заседание комиссии проводится в присутствии медицинского или фармацевтического работника, в отношении которого рассматривается вопрос об урегулировании конфликта интересов при осуществлении им профессиональной деятельности. При наличии письменной просьбы медицинского или фармацевтического работника о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки медицинского или фармацевтического работника или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки медицинского или фармацевтического работника или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие медицинского или фармацевтического работника.
В случае установления комиссией факта совершения медицинским или фармацевтическим работником действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости, в том числе при возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, - немедленно.
В соответствии со ст. 23.81 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 комментируемой статьи, рассматриваются Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, и его территориальными органами, деятельность которых регламентирована Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения".
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения находится в ведении Минздрава России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Росздравнадзора и его территориальных органов вправе руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его заместители и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, их заместители.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 комментируемой статьи, рассматривают судьи на основании ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 комментируемого Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Помимо случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий РФ на осуществление государственного контроля и надзора, должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 ст. 6.29, административные дела по которым рассматриваются судьей.
Таким образом, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются Росздравнадзором и его территориальными органами.
Статья предусматривает специальный субъектный состав. К ответственности за административное правонарушение, предусмотренное данной статьей, могут быть привлечены медицинский работник, фармацевтический работник, руководитель медицинской организации, руководитель аптечной организации, индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность,
Правовой статус данных лиц определен Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность. Фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.
Руководитель медицинской организации - физическое лицо, на которое в соответствии с трудовым контрактом возложены функции по руководству медицинской организацией. Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Положения закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
Руководитель аптечной организации - физическое лицо, на которое в соответствии с трудовым контрактом возложены функции по руководству аптечной организацией. Следует отметить, что понятие аптечной организации значительно отличается от понятия фармацевтической организации. Фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация). Таким образом, руководитель фармацевтической организации, осуществляющей оптовую торговлю лекарственными средствами, не может быть привлечен к административной ответственности на основании комментируемой статьи.
Таким образом, при определении субъектного состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, следует учитывать следующие обязательные характеристики субъекта:
1) наличие трудовых отношений с медицинской или фармацевтической организацией;
2) наличие в трудовых обязанностях осуществления медицинской деятельности для медицинского работника, торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовления, отпуска, хранения и перевозки - для фармацевтического работника, руководства медицинской организацией или аптечной организацией - для руководителей.
Важно также определиться с правовым статусом индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Статьей 11 НК РФ закреплено, что индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. В качестве предпринимательской деятельности в применении данной статьи выступает медицинская деятельность или фармацевтическая деятельность.
Медицинская деятельность в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях;
Понятие фармацевтической деятельности раскрыто в ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не являющуюся медицинской или фармацевтической в соответствии с понятиями, закрепленными законодательством, не являются специальными субъектами, к которым можно применить положения комментируемой статьи.
Комментируемая статья содержит формальный состав правонарушения. Полагаем, что освобождение от административной ответственности на основании ст. 2.9 комментируемого Кодекса, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, в данном случае не применяется.
Административное наказание по комментируемой статье предусмотрено в виде административного штрафа, а при отягчающих обстоятельствах - в виде дисквалификации. Статьей не предусмотрены дополнительные виды наказания. Административный штраф является денежным взысканием, в комментируемой статье размер установлен в твердой сумме от минимального до максимального. При определении размера штрафа органом, рассматривающим дело, учитываются фактические данные, степень вины лица, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
2. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения - медицинский работник или фармацевтический работник.
Объект правонарушения - общественные правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия, общественная нравственность.
Объективная сторона - бездействие, выражающееся в непредставлении медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, при реальном наличии противоречий между интересами субъекта правонарушения и интересами пациента.
Субъективная сторона - наличие вины.
Согласно статье 2.2 комментируемого Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
3. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения - руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации.
Объект правонарушения - общественные правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия, общественная нравственность.
Объективная сторона - бездействие, выражающееся в непредставлении или несвоевременном представлении руководителем медицинской организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или руководителем аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - комиссию Министерства здравоохранения РФ по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
Субъективная сторона - наличие вины.
4. Привлечение к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 3 комментируемой статьи, производится при наличии следующего состава.
Субъект правонарушения - индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Объект правонарушения - общественные правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия, общественная нравственность.
Объективная сторона - бездействие, выражающееся в непредставлении индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - комиссию Министерства здравоохранения РФ по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности.
Субъективная сторона - наличие вины.
5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает ответственность при совершении административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Наказание при наличии таких обстоятельств существенно ужесточено и выражается в наложении административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо в дисквалификации на срок до шести месяцев. Данная норма содержит квалифицирующий признак. При этом согласно части 2 ст. 4.3 комментируемого Кодекса обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. Таким образом, при применении данной нормы статья 4.3 комментируемого Кодекса (повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 комментируемого Кодекса за совершение однородного административного правонарушения) применению не подлежит.