Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список 1 и таблицу 1 списка 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или без таковой.
2. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу 2 списка 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, -
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
3. Те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу 3 списка 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, -
влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в части нарушения правил оборота прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в список 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(Статья дополнительно включена с 12 июля 2009 года Федеральным законом от 28 июня 2009 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 октября 2012 года Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 158-ФЗ.
Комментарий к статье 6.16 КоАП РФ
1. Цель данной статьи - содействовать методами административного воздействия осуществлению государственной политики в сфере установления строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, борьбе с незаконным их оборотом, имея в виду задачи государства и общества по улучшению охраны здоровья населения страны, в том числе по сокращению больных наркоманией.
2. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности их жизни, регулируемые в соответствии с Конституцией РФ и международными правовыми актами, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., в том числе внесенными ФЗ от 18 июля 2009 г. N 177-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами РФ (подробнее см. комментарий к ст. 6.8 настоящего Кодекса).
3. Комментируемая статья устанавливает административную ответственность юридических лиц за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, хранения, учета, отпуска, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также подобных действий в отношении наркосодержащих растений.
4. Упомянутым выше Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ определены основные понятия, касающиеся перечисленных в комментируемой статье видов деятельности (ст. 1), перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России (речь идет об утвержденных Правительством РФ списках указанных выше средств, веществ, оборот которых запрещен, либо оборот которых ограничен, либо в отношении которых установлены меры контроля; см. ст. 2).
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ значительно расширил перечень объектов, связанных с оборотом наркотиков, предусмотрев установление специального перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации. В Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" включена ст. 2.1, в которой определен порядок утверждения упомянутого выше перечня, порядок осуществления контроля.
Статья 5 данного Закона устанавливает, что в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ (разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ), а также на культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и экспертной деятельности.
Статья 18 Федерального закона от 8 января 1998 г. (в новой редакции) определяет, что культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями при наличии лицензии на этот вид деятельности.
Культивирование сортов наркосодержащих растений в промышленных целях (за исключением производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ) осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Указанный Федеральный закон определяет требования, предъявляемые к деятельности юридических лиц, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и культивирования наркосодержащих растений в целях, предусмотренных Законом. В соответствии с установленными в ст. 10 Закона правилами указанная деятельность может осуществляться при наличии документов, перечень которых определен в упомянутой статье (сертификат руководителя, юридического лица, заключения органов Роснаркоконтроля о соответствии объектов и помещений установленным требованиям и др.). Предусмотрено лицензирование соответствующих видов деятельности и определены основания отказа в выдаче лицензий (ст. ст. 10 и 11).
Статья 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ устанавливает порядок осуществления деятельности, связанной с производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список N 1. Установлено, что их производство осуществляется в пределах государственных квот государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, имущество которых находится в федеральной собственности.
Все предприятия и организации, занимающиеся производством наркотических средств и психотропных веществ, подлежат специальной государственной регистрации.
Переработка наркотических средств и психотропных веществ в целях, предусмотренных ст. 19 указанного Закона, осуществляется государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством РФ, при наличии у них лицензии на определенный вид деятельности.
Статья 20 Закона определяет общий порядок хранения наркотических средств и психотропных веществ, а ст. 23 - условия отпуска, реализации и распределения наркотических средств и психотропных веществ, отсылая к порядку, установленному Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ").
Приобретение наркотических средств и психотропных веществ для производства, изготовления, переработки, реализации, использования, в том числе и в медицинских целях разрешается только юридическим лицам при наличии у них соответствующей лицензии (ст. 24).
В соответствии со ст. ст. 25 - 26 упомянутого Закона отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях при наличии соответствующей лицензии с соблюдением определенных условий, в частности, по рецептам на специальных бланках, подлежащих строгому учету, и с кратким сроком действия.
В упомянутом Законе подробно определяются особенности ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ, которые осуществляются только государственными унитарными предприятиями (при наличии лицензии, сертификата на право ввоза или вывоза, специального разрешения).
Глава V упомянутого Федерального закона определяет общие условия и ограничения использования наркотических средств и психотропных веществ (в медицинских целях, в ветеринарии, в научных и учебных целях, экспертной деятельности, а также в оперативно-розыскной деятельности).
В целях обеспечения государственного контроля прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 419 утверждены Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.
Указанным Постановлением установлены обязанности Минпромторга России обобщать соответствующие отчеты и передавать их Роснаркоконтролю.
5. Объективная сторона административного правонарушения по данной статье состоит в нарушении установленного законодательством РФ порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ предусмотрел также ответственность за административные правонарушения, объективную сторону которых составляет нарушение запретов и правил, касающихся оборота растений, содержащих наркотические средства и вещества либо их прекурсоры, а также частей этих растений. К ответственности за указанные правонарушения по данной статье юридические лица будут привлекаться с учетом вступления в силу норм упомянутого выше Закона (по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (РГ. 2010. 21 мая).
6. Субъектами административной ответственности по данной статье являются юридические лица, допустившие нарушение установленных на федеральном уровне правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Как правило, имеет место умышленная вина, о чем свидетельствуют факты незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, вскрытые органами прокуратуры, ФСКН России, ФСБ России, МВД России и другими органами, уполномоченными обеспечивать противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
7. В качестве санкций по данной статье установлены штрафы либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, а также предусмотрена возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров ("с конфискацией или без таковой").
Отметим в этой связи определенное расхождение между санкцией комментируемой статьи ("с конфискацией или без таковой") с нормами ст. 47 ФЗ от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ, поскольку указанная статья устанавливает обязательность конфискации и обращения в доход государства или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
8. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), таможенных органов, органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 1, 12, 18, 83 ч. 2 ст. 28.3).
9. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ, вступившим в силу по истечении 180 дней со дня его опубликования (РГ. 2010. 21 мая), в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым установлена административная ответственность также за нарушение правил учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и частей этих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Другой комментарий к статье 6.16 КоАП РФ
1. Комментируемая статья устанавливает дифференцированные меры административной ответственности за правонарушения, связанные с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, с учетом того, что прекурсоры разделены на четыре категории в зависимости от общественной опасности их использования в незаконном обороте. Основные требования к документальному сопровождению законного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлены Правилами представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Правилами ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644).
2. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать особенности учета операций, совершаемых с отдельными видами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Так, постановлением мирового судьи Вологодской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ООО "Мясо и Мясопродукты" было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Вышестоящей инстанцией постановление отменено, ООО "Мясо и Мясопродукты" признано виновным в совершении данного правонарушения. Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой отменить последний судебный акт, считая его незаконными.
Из материалов дела усматривалось, что обществом были допущены следующие нарушения: форма журналов по учету операций с прекурсорами (ацетоном) не соответствовала установленной, в журналах не были отражены отдельные операции по приходу и расходу ацетона. Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что большинство приведенных нарушений имели место до сентября 2011 г., то есть годичный срок давности привлечения ООО "Мясо и Мясопродукты" к ответственности на момент рассмотрения дела истек. Суд вышестоящей инстанции с данными выводом не согласился, полагая, что данные нарушения являются длящимися.
Верховный Суд Российской Федерации, отменяя решение о привлечении ООО "Мясо и Мясопродукты" к ответственности, отметил, что нарушения относительно учета операций с прекурсором (ацетоном) не носят длительного непрекращающегося характера и имели место более чем за один год до проведения проверки. В отношении отсутствия подтверждающих документов по расходу ацетона за определенный период было отмечено, что в силу п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, документального подтверждения операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию ацетона в концентрации 60% или более массой, не превышающей 100 килограммов, не требуется, запись в журнале о суммарном количестве реализованного ацетона производится ежемесячно (см. подробнее Постановление Верховного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-АД13-4).