Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 162-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ)
Комментарий к статье 5.62 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются права и свободы человека и гражданина, гарантируемые Конституцией РФ на основе универсального принципа равенства. Согласно ст. 19 Конституции РФ (соответствующей ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Свои социальные, экономические, политические и личные права и свободы граждане реализуют и используют в соответствии с действующим законодательством в самых разных сферах жизни (на работе и службе, в быту и на отдыхе, на улицах и в других общественных местах). Поэтому потенциально с дискриминацией граждане могут встретиться практически везде.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается, как правило, в действиях (либо в бездействии), препятствующих гражданам осуществлять (реализовывать) и защищать свои конституционные права (на труд, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и т.п.).
Состав правонарушения сформулирован как формальный. Для квалификации содеянного как дискриминации достаточно факта нарушения права гражданина по указанным мотивам и не требуется наступления каких-либо конкретных материальных (имущественных) и иных последствий правонарушения.
Сущность дискриминации выражается не только в нарушении права конкретного гражданина (или группы граждан), но и в нарушении принципа равенства всех перед законом (правом) и судом по мотивам того, что этот гражданин (или группа граждан) имеет другой пол, цвет кожи, относится к другой расе или национальности, говорит на другом языке, имеет другое происхождение, имущественное, семейное, социальное или должностное положение, другой возраст и место жительства, исповедует другую религию (или не исповедует никакой религии), имеет другие убеждения и взгляды, состоит (или, напротив, не состоит) в каких-либо общественных объединениях или каких-либо социальных группах.
В то же время следует иметь в виду, что не всякое отступление от принципа равенства прав и возможностей, не всякое различие, исключение или предпочтение (основанное, например, на специфических требованиях к определенной работе или деятельности) можно считать дискриминацией. Не будут являться дискриминационными, например, требования предварительного прохождения медицинского освидетельствования при приеме на некоторые виды работ.
Поэтому, как показывает практика (в том числе судебная), дискриминацию очень сложно доказывать, поскольку подобные мотивы обычно публично не обнародуются и официально не декларируются, а, напротив, прикрываются (на словах, в документах, приказах и т.п.) другими обстоятельствами (основаниями и причинами) нарушений, ограничений, запретов, увольнений, воспрепятствований и т.д.
Чаще всего, если судить по данным судебной практики, дискриминационные нарушения имеют место в трудовых отношениях (вопреки ст. 3 ТК РФ). Это, например, отказ в приеме на работу гражданина (или увольнение с работы) по причине несогласия с его политическими взглядами или религиозными убеждениями и т.п. По этим же причинам может состояться исключение студента из учебного заведения, возможен также отказ в регистрации по месту жительства лицу (лицам) определенной национальности и т.п.
Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Например, в сфере трудовых отношений нарушение будет оконченным с момента издания (подписания) приказа об увольнении работника.
Данное административное правонарушение следует отличать (по признакам объективной стороны, в том числе в зависимости от последствий и др.) от уголовно наказуемой дискриминации (ст. 136 УК РФ - нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), квалифицирующим признаком которого является совершение таких деяний лицом с использованием своего служебного положения.
2. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть любой гражданин, в том числе работающий в какой-либо организации и выполняющий как должностное лицо организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (например, руководитель организации). Субъектом ответственности за данное правонарушение может стать также организация (юридическое лицо), если она по указанию или при попустительстве руководителей оказывает, например, услуги и работы клиентам (заказчикам, пациентам и т.п.), руководствуясь дискриминационными причинами, или если в ней совершаются дискриминационные действия, нарушающие права работников (или членов) организации.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной - прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ).
Мотив и цель совершения дискриминационных действий предполагаются, но требуют доказывания, чтобы обеспечить их правильную квалификацию по данной статье КоАП РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором, в связи с чем он выносит по этому поводу мотивированное постановление (ст. 28.4 КоАП РФ).