Подделка подписей избирателей, участников референдума, собираемых в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, а равно заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, либо уполномоченным лицом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Статья дополнительно включена с 19 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 94-ФЗ)
Комментарий к статье 5.46 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов и референдумов, в частности с процедурой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, с составлением списков кандидатов и т.п.
2. Законодательством РФ о выборах и референдумах (например, ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. ст. 36 - 38 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ст. ст. 39 - 43 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и т.д. - см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) установлен порядок сбора подписей избирателей, участников референдума, заверения подписных листов лицом, осуществляющим сбор подписей, представления подписных листов в избирательную комиссию (комиссию референдума), проверки достоверности подписей и сведений, содержащихся в подписных листах, и выявления в ходе ее недостоверных и недействительных подписей и т.д.
3. Объективную сторону правонарушения составляет хотя бы одно из действий: а) подделка подписей (внесение записей в подписной лист за других лиц) с приведением достоверных либо недостоверных сведений. Такая подделка выявляется с участием экспертов, привлеченных к работе по проверке достоверности подписей; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) лицом, осуществляющим сбор подписей, или уполномоченным представителем политической партии, кандидата и т.п., если он мог или должен был знать о такой подделке, например заверение подписей, вписанных одним и тем же лицом, одним и тем же почерком, с заведомо недостоверными сведениями и т.д.
4. Субъекты правонарушения - лица, непосредственно осуществляющие сбор подписей (если они имеют право на эту деятельность - см. комментарий к ст. 5.47), а также уполномоченные представители политических партий, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума и т.п., которые по закону также заверяют подписные листы.
5. Субъективная сторона характеризуется: в случае подделки подписей - умыслом, в случае заверения подделанных подписей - умыслом или неосторожностью.
6. Подделка подписей избирателей, участников референдума, заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также при наличии признаков подкупа, принуждения, применения насилия, уничтожения имущества и т.п. квалифицируется как уголовное преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 142 УК РФ.
7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).
Другой комментарий к статье 5.46 КоАП РФ
1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом выступают общественные отношения, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов, списка кандидатов (выдвижением инициативы проведения референдума) на основе собранных подписей избирателей (участников референдума). Непосредственный объект - установленный законом порядок сбора подписей избирателей (участников референдума) в поддержку кандидатов, списка кандидатов (инициативы проведения референдума).
Названный порядок устанавливается Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ст. ст. 37, 38), другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах. Этот порядок включает в себя правила сбора подписей, заполнения и заверения подписных листов с подписями избирателей (участников референдума), представления их в избирательную комиссию (комиссию референдума) и проведения проверки для последующего принятия решения о регистрации (либо об отказе в регистрации) кандидатов, списка кандидатов (инициативы проведения референдума).
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности изготавливаются и оформляются по форме, установленной соответствующим федеральным законом, законом субъекта РФ о выборах. Аналогично регулируется вопрос об изготовлении и оформлении подписных листов для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума (п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
При заполнении подписного листа в ходе сбора подписей в его соответствующих графах указываются фамилия, имя, отчество избирателя (участника референдума), год рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта (или документа, заменяющего паспорт). Подпись и дату ее внесения избиратель (участник референдума) ставит собственноручно (п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
При заверении подписного листа сборщиком подписей или иным уполномоченным лицом помимо подписи и даты на листе указываются также необходимые персональные данные этого лица (п. п. 12, 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей (участников референдума), оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях (участниках референдума) и их подписей.
Обычно такая проверка подписей и правильности оформления подписных листов осуществляется членами избирательной комиссии (комиссии референдума), иногда в формате созданной рабочей группы. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты (например, почерковеды, графологи) из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, специалисты военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства (например, Федеральной миграционной службы РФ), а также иных государственных органов. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (участниках референдума) по решению избирательной комиссии субъекта РФ может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей (участников референдума) (п. 3.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Именно они могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (участниках референдума) и их подписей (п. п. 3, 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Наличие недостоверных подписей может свидетельствовать об их подделке.
2. Объективную сторону правонарушения составляет одно из двух противоправных действий, выявленных в ходе проверки, а именно:
- подделка подписей. Под подделкой подписей избирателей (участников референдума) понимается выполнение подписей от имени одного лица другим лицом. Подделка обычно сопровождается внесением в подписной лист записей (сведений, персональных данных) за других лиц, в том числе о фамилии, имени, отчестве, годе рождения, адресе места жительства, паспортных данных (серия и номер) - как достоверных (если имелась какая-либо база данных об избирателях), так и недостоверных вымышленных сведений о несуществующих избирателях (участниках референдума);
- заверение (т.е. удостоверение) заведомо подделанных подписей (подписных листов). Заведомая поддельность подписей означает, что лицо, заверявшее подписи, знало (или должно было знать) о такой подделке (например, о том, что подписи вписаны одним и тем же лицом или одним и тем же почерком, внесены с недостоверными сведениями).
Данное правонарушение может быть совершено только путем действий. Оконченным правонарушение считается с момента подделки хотя бы одной или нескольких подписей.
3. Субъектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть:
- лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей (участников референдума), т.е. сборщик подписей - таковым может быть любой гражданин, достигший к моменту сбора подписей 18 лет (п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ);
- лицо, уполномоченное на заверение подписных листов с подписями избирателей (участников референдума). Во-первых, согласно закону это сам сборщик подписей (см. п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ), во вторых - кандидат или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума (п. 13 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Лицами, заверяющими подписные листы, могут быть также официальные представители политических партий (избирательных объединений), которые уполномочены на это специальным решением (п. 16 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Состав правонарушения формальный. Наступление каких-либо вредных последствий не охватывается его объективной стороной: важен сам факт подделки (заверки) подписей (подписных листов).
4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом (невозможно по неосторожности подделывать подписи), а в случае заверения подделанных подписей не только умыслом, но и неосторожностью.
Административная ответственность наступает, если указанные действия (подделка подписей и (или) их заверение) не содержат состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ. Уголовная ответственность за подобные действия наступает только в случае, если деяние совершено при следующих обстоятельствах (условиях):
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- соединено с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения;
- с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения;
- повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором, который выносит по этому поводу мотивированное постановление (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).