Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 июня 2011 года Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 127-ФЗ.
Комментарий к статье 5.43 КоАП РФ
1. Целью комментируемой статьи является защита прав инвалидов на пользование транспортными средствами, в частности на размещение их на автостоянках.
2. Требования о выделении на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
В соответствии с ч. 9 ст. 15 данного Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно выделяться не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не вправе занимать иные транспортные средства. Аналогичные нормы могут содержаться в других федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах.
Данное административное правонарушение посягает на право инвалида на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
3. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение ранее перечисленных требований законодательства.
К административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за совершение следующих правонарушений: 1) невыполнение обязанности по выделению мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, в порядке, установленном законодательством; 2) использование этих мест не по назначению, т.е. для других автотранспортных средств; 3) предоставление инвалидам мест для их специальных автотранспортных средств за плату.
4. С субъективной стороны это правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.
5. Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок), контроль за их эксплуатацией. Административные наказания назначаются руководителям организаций, органов местного самоуправления, другим должностным лицам, ответственным за создание (строительство) автостоянок (остановок) и их эксплуатацию.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.43 КоАП РФ
1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, связанные с выделением на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов. Непосредственный объект данного правонарушения - установленный порядок, предусматривающий выделение таких мест на автомобильных стоянках (остановках). Данное административное правонарушение посягает на право инвалида на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Порядок и условия выделения на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 15 указанного Закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, должно выделяться не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не вправе занимать иные транспортные средства.
2. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действиях, так и в бездействии, направленных на нарушение ранее перечисленных требований законодательства.
К административной ответственности виновные лица могут быть привлечены за:
- невыполнение обязанности по выделению мест для специальных автотранспортных средств инвалидов, необозначение их специальными знаками и табличками, в связи с чем эти места могут использоваться не по назначению, т.е. другими автотранспортными средствами;
- невыполнение потенциальным виновником требований законодательства (например, прямо не пускает на автостоянку, отказывает в предоставлении места стоянки под предлогом отсутствия таковых мест, запрещает остановку транспортного средства инвалида в специальном месте, заставляет инвалида убрать автомобиль и т.п.).
Самовольное занятие обозначенных специальными знаками (табличками) мест на стоянках (остановках) водителями иных транспортных средств может образовать состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ. Протоколы об этих правонарушениях составляют уполномоченные сотрудники (должностные лица) органов внутренних дел (полиции) - п. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.
Правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и в форме бездействия. Оконченным оно считается с момента совершения действия (бездействия).
3. Субъектами правонарушения являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок), контроль за их эксплуатацией. Это руководители и другие должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных и иных организаций различных организационно-правовых форм, ответственные за создание (строительство) автостоянок (остановок) и их эксплуатацию (например, ООО, которое предоставляет услуги по охране автомобиля на стоянке; муниципальное унитарное предприятие, организовавшее муниципальную парковку автомашин, торговый центр, культурно-зрелищное учреждение и т.п.).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции), органов социальной защиты (п. п. 1, 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).