(наименование в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ
1. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
2. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями независимо от формы собственности, в том числе организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, сетевых изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комиссию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и материалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4, частью 1 статьи 5.17 и статьей 5.64 настоящего Кодекса, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2014 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 355-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
(Часть дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ)
Комментарий к статье 5.3 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательным правом и процессом, процедурой проведения референдума, избирательными правами граждан, правом на участие в референдуме. Непосредственным объектом правонарушения являются права и деятельность избирательной комиссии (комиссии референдума).
2. Система, статус, полномочия избирательных комиссий (комиссий референдума) устанавливаются Федеральными законами от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (гл. IV); от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (гл. II); от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (гл. 3); Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (гл. 3), а также другими федеральными законами и законами субъектов РФ.
В Российской Федерации образуются следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. При проведении референдумов Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума, а также создаются специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.
Избирательные комиссии организуют проведение выборов и обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Комиссии референдума организуют его проведение, а также обеспечивают реализацию и защиту права граждан на участие в референдуме. Избирательные комиссии (комиссии референдума) в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о выборах и референдуме, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Законодательство РФ и субъектов РФ о выборах и референдуме (см. его перечень в п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1) содержит обычно формулировку о том, что решения и акты избирательных комиссий (комиссий референдума), принятые в пределах их полномочий, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Актами, издаваемыми Центральной избирательной комиссией РФ, являются постановления, инструкции, разъяснения, методические рекомендации и другие акты. Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
4. Объективная сторона рассматриваемого в ч. 1 данной статьи правонарушения выражается в форме бездействия (неисполнения) или действия (ненадлежащего исполнения) должностного лица или организации (юридического лица), обязанных по закону либо по требованию избирательной комиссии, комиссии референдума выполнить ее решение при условии, что такое решение принято в пределах установленных законом полномочий комиссии. Например, невыполнение должностным или юридическим лицом решения избирательной комиссии о прекращении незаконного участия этого лица в предвыборной агитации, неосуществление указанными лицами необходимых условий для проведения массовых мероприятий (собраний, встреч зарегистрированных кандидатов с избирателями, публичных дебатов, митингов) в ходе избирательной кампании, неосуществление должностными лицами государственных органов по представлению избирательных комиссий, комиссий референдума проверок информации о нарушениях законодательства о выборах и референдуме и непринятие мер по пресечению нарушений и т.п.
5. Законодательством установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации независимо от формы собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения этих комиссий. Установлены и специальные сроки для этого - пять дней по общему правилу; для дачи ответов на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
6. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляют бездействие (непредставление сведений и материалов) или действия (представление с нарушением срока) указанных в диспозиции нормы органов, организаций и их должностных лиц. Например, непредставление сведений органом внутренних дел о наличии судимости у кандидата и др. Исключение составляют: нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума избирательным комиссиям, комиссиям референдума (ответственность за это деяние установлена ст. 5.4), а также непредставление либо неполное, неточное представление отчета или сведений кандидатом или избирательным объединением о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ответственность за это деяние предусмотрена ч. 1 ст. 5.17).
7. Субъектами рассматриваемых правонарушений являются как должностные, так и юридические лица. Ответственность может наступать в отношении любого должностного лица федерального органа исполнительной власти РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия и т.д. и одновременно для любого юридического лица.
8. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях составляются членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченными избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3).
Другой комментарий к статье 5.3 КоАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение законодательных полномочий, осуществляемых избирательными комиссиями (комиссиями референдума) в ходе подготовки и проведения выборов (референдума). Статья содержит два состава административных проступков, влекущих наложение административного штрафа.
Общим объектом обоих административных правонарушений являются общественные отношения, связанные с деятельностью избирательных комиссий (комиссии референдума) по подготовке и проведению выборов (референдума). Родовым объектом обоих нарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является нормальная правомерная деятельность избирательной комиссии (комиссии референдума), организующей проведение выборов (референдума) и обеспечивающей реализацию и защиту избирательных прав (права на участие в референдуме) граждан России. Конкретным объектом одного из правонарушений является решение (ч. 1), принимаемое избирательной комиссией (комиссией референдума) в той или иной форме (в том числе в виде постановления, положения, инструкции и др.), а другого (ч. 2) - запросы, осуществляемые в разных формах (письменная, телефонограмма и др.) ее уполномоченными должностными лицами и иными сотрудниками о предоставлении в комиссию сведений и материалов в соответствии с законом.
Система, статус, порядок образования и компетенция (полномочия) избирательных комиссий (комиссий референдума) определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а также другими федеральными и региональными законами (законами субъектов РФ) применительно к тем или иным выборам и референдумам. Согласно ст. 20 указанного Федерального закона в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии (комиссии референдума):
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- окружные избирательные комиссии;
- территориальные (районные, городские и др.) комиссии;
- участковые комиссии.
Избирательные комиссии, организующие выборы и референдумы, действуют во взаимосвязи с другими государственными и муниципальными органами и учреждениями, которые, как предписывает закон, обязаны оказывать им содействие. Помимо этого, законодательством установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации независимо от формы собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны представлять избирательным комиссиям (комиссиям референдума) необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, а если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно (п. 19 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Кроме того, комиссии вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона (в том числе по поступившим заявлениям и жалобам) в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию (п. 5 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ содержит императивную норму о том, что решения и иные акты избирательных комиссий (комиссий референдума), принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий (п. п. 10, 13 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражается, как правило, в форме противоправного бездействия, как то: неисполнения решения (решений) избирательной комиссии (комиссии референдума), принятого в пределах установленной для нее компетенции. Например, невыполнение должностным (или юридическим) лицом решения избирательной комиссии о прекращении незаконной предвыборной агитации, неосуществление необходимых действий по обеспечению проведения публичного агитационного мероприятия (собрания, встречи зарегистрированных кандидатов с избирателями), непроведение должностным лицом государственного органа проверки информации о нарушениях кандидатами законодательства о выборах или непринятие мер по пресечению нарушений закона и др. В ряде случаев объективная сторона нарушения может быть сопряжена с определенного рода действием (действиями): демонстративный письменный или устный отказ или уклонение от исполнения решения комиссии либо ненадлежащее исполнение до степени того, что решение не может считаться исполненным.
Объективную сторону нарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, также составляют бездействие, т.е. непредставление в избирательную комиссию (комиссию референдума) сведений и материалов, запрашиваемых в соответствии с законом, либо действия ненадлежащего характера - представление таких сведений с нарушением установленного законом срока, исходящие от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других организаций независимо от формы собственности (включая организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий), а также их должностных лиц. Такими органами и организациями могут быть, например, местная администрация, инспекция федеральной налоговой службы, региональное управление юстиции, управление внутренних дел, политическая партия или ее региональное отделение и др.
Помимо комментируемой статьи ответственность за непредставление или несвоевременное представление в избирательные комиссии (комиссии референдума) отдельных видов сведений предусмотрена ст. ст. 5.4 и 5.17 (ч. 1) КоАП РФ. В них речь идет об ответственности должностных лиц ряда государственных и муниципальных органов и учреждений, обязанных представлять в избирательную комиссию (комиссию референдума) в установленном порядке сведения об избирателях (участниках референдума), а также кандидатов в депутаты или на выборные должности и избирательных объединений (т.е. политических партий), которые обязаны представлять отчет и сведения о поступлении и расходовании средств, перечисленных в их избирательные фонды и о всех произведенных ими на избирательную кампанию затратах.
Правонарушение считается оконченным с момента начала неисполнения решения избирательной комиссии (комиссии референдума) либо с момента истечения срока, установленного законом (или самим решением) для исполнения решения комиссии. При этом следует иметь в виду, что сроки давности привлечения к административной ответственности по данной статье исчисляются со дня обнаружения неисполнения решения или запроса.
3. Субъектами рассматриваемых правонарушений, судя по санкциям и диспозиции ч. 2 комментируемой статьи, являются как юридические лица - в частности, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, другие организации независимо от формы собственности (в том числе, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий), так и должностные лица этих органов и служб, организаций, учреждений и предприятий.
На первый взгляд, в числе субъектов правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть и нижестоящая избирательная комиссия (комиссия референдума), не исполняющая решение соответствующей вышестоящей комиссии (о понятии таких комиссий см. п. 22 и п. 23 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Такие факты имели место в ходе избирательных кампаний, например, в Тамбовской области и Красноярском крае. Тем не менее, представляется, что избирательная комиссия (комиссия референдума) вряд ли может быть привлечена к административной ответственности, поскольку подавляющее число таких комиссий не имеют статуса юридического лица, а вину председателя (заместителя председателя) или секретаря комиссии - должностного лица комиссии как коллегиального органа затруднительно доказать.
Понятие и признаки должностного лица как субъекта административного правонарушения определены в ст. 2.4 КоАП РФ. Является ли та или иная организация (например, редакция периодического печатного издания или местное отделение политической партии и др.) юридическим лицом, которое можно привлечь к административной ответственности, определяется по нормам гражданского законодательства в их взаимосвязи со ст. 2.10 КоАП РФ.
4. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, в подавляющем большинстве случаев состоит в умышленной форме вины. В процессе выявления нарушения, в ходе проверки обстоятельств дела и при доказывании вины нарушителя в отношении должностного лица может выясниться, что имеет место совершение правонарушения по неосторожности. В частности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего бездействия (неисполнения решения комиссии), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (например, полагало в силу разных причин, что наказание не будет наложено) либо не предвидело возможности наступления таких последствий (например, не знало о существовании ответственности за непредставление в комиссию сведений и материалов в установленный срок), хотя должно было и могло их предвидеть ("незнание закона не освобождает от ответственности") (подробнее см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).