Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.
Комментарий к статье 5.33 КоАП РФ
1. Неурегулированное разногласие между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях называется коллективным трудовым спором. Трудовой Кодекс РФ регулирует в гл. 61 порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. Этот порядок состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
2. В ходе разрешения этого спора в результате примирительных процедур может быть достигнуто соглашение сторон. Оно должно быть оформлено в письменном виде и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в конкретных действиях, так и в бездействии, направленных на невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительных процедур.
4. Субъектом ответственности по данной статье могут быть работодатели или их представители, которые не выполняют обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительных процедур.
5. С субъективной стороны невыполнение соглашения характеризуется тем, что виновное лицо - работодатель или его представитель - реально осознают противоправный характер своего поведения, действуют умышленно.
6. О рассмотрении дел и составлении протоколов об административных правонарушениях по данной статье см. п. 8 комментария к ст. 5.28.
Другой комментарий к статье 5.33 КоАП РФ
1. Общим объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются трудовые права граждан, гарантируемые трудовым законодательством. Непосредственный объект этого правонарушения - установленный законом порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров (в том числе с использованием примирительных процедур).
Данный порядок урегулирован нормами гл. 61 ТК РФ (ст. ст. 398 - 418) и состоит из следующих этапов: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. ст. 401 - 404 ТК РФ).
Разрешение коллективного трудового спора может завершиться достижением соглашения (соглашений) спорящих сторон. В соответствии со ст. 408 ТК РФ соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе его разрешения, оформляется в письменной форме и имеет для каждой из них обязательную силу. Оформление соглашения в письменную форму означает его подписание представителями спорящих сторон. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
За неисполнение обязательств по соглашениям, достигнутым в результате примирительной процедуры, административная ответственность установлена комментируемой статьей. Состав данного административного правонарушения следует четко отграничивать от состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.31 КоАП РФ, в которой противоправное бездействие связано с невыполнением обязательств по коллективному договору, соглашению.
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена в бездействии, направленном на невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительных процедур. Потенциальный виновник полностью не исполняет соглашение либо ненадлежащим образом выполняет это соглашение (выборочно выполняет лишь отдельные, несущественные условия соглашения либо формально, не соблюдает сроки выполнения своих обязательств и т.д.).
Данное правонарушение считается оконченным с момента истечения срока исполнения обязательства, установленного самим соглашением.
3. В ст. 416 (ч. 2) ТК РФ предусмотрено, что представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством. Однако судя по диспозиции комментируемой статьи, субъектом данного правонарушения является только работодатель (или его представитель), причем как физическое лицо. Ни юридическое лицо (организация), ни его работники не являются субъектами ответственности за данное правонарушение (см. комментарий к ст. 5.28 КоАП РФ).
С субъективной стороны анализируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная служба по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ, должностные лица которой и рассматривают дела об этих административных правонарушениях (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ).