Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования (абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. То же нарушение, совершенное председателем территориальной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования на выборах, референдуме в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

3. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное председателем окружной избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно нарушение им сроков направления сведений либо неполное предоставление сведений об итогах голосования, о результатах выборов в средства массовой информации для опубликования -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное председателем избирательной комиссии, комиссии референдума субъекта Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

5. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.25 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов (референдума) и, в частности, с их заключительными этапами - подведением итогов голосования и опубликованием результатов выборов (референдума). Данные общественные отношения регулируются соответствующим законодательством (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

2. Законодательство РФ закрепляет обязанность избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней предоставлять для ознакомления избирателям, участникам референдума, зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям СМИ по их требованию итоги голосования по каждому избирательному участку, участку референдума, результаты выборов по избирательному округу, результаты референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума и непосредственно нижестоящих комиссий. Этим обеспечивается гласность в работе избирательных комиссий, комиссий референдума.

Установлены сроки и порядок последующего предоставления избирательными комиссиями, комиссиями референдума (всех, кроме участковых) для опубликования в соответствующих СМИ сведений об итогах голосования на выборах (референдуме) и о результатах выборов (референдума).

3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие) председателя участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), которые заключаются в непредоставлении или предоставлении с нарушением установленных законом сроков для ознакомления названным в п. 3 данного комментария субъектам сведений об итогах голосования, обязательных для предоставления в соответствии с действующим законодательством.

4. Субъект ответственности по ч. 1 данной статьи - председатель участковой избирательной комиссии (комиссии референдума).

5. Объективную сторону административного правонарушения по ч. 2 настоящей статьи составляют действия (бездействие) председателя территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума), которые заключаются в непредоставлении либо несвоевременном предоставлении для ознакомления вышеназванным субъектам сведений об итогах голосования, а также в нарушении им сроков опубликования либо неполном опубликовании установленных законодательством сведений об итогах голосования на выборах (референдуме).

6. Субъект административного правонарушения по ч. 2 рассматриваемой статьи - председатель территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума).

7. Части 3, 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают ответственность за одинаковые правонарушения, совершенные различными субъектами - председателями избирательных комиссий (комиссий референдума) различного уровня.

Субъектами правонарушения по ч. ч. 3, 4 и 5 являются, соответственно, председатель окружной комиссии, председатель избирательной комиссии (комиссии референдума) субъекта РФ и Председатель Центральной избирательной комиссии РФ.

8. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. ч. 1 - 5 комментируемой статьи, могут быть охарактеризованы как умышленные или неосторожные.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4).

Другой комментарий к статье 5.25 КоАП РФ

1. Общим объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов. Родовым объектом нарушения выступают общественные отношения, связанные с установлением итогов голосования и определением результатов выборов (референдума). Непосредственный объект - установленные законом порядок ознакомления избирателей (участников референдума), кандидатов, избирательных объединений, наблюдателей (в том числе иностранных (международных)), представителей средств массовой информации со сведениями об итогах голосования, а также законодательные правила направления сведений об итогах голосования и результатах выборов (референдума) в средства массовой информации для опубликования.

Названный порядок и соответствующие правила установлены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, другими федеральными законами, законами субъектов РФ о выборах и референдумах.

В целях обеспечения открытости выборов (референдумов) и повышения доверия к ним указанный Федеральный закон закрепляет обязанность избирательных комиссий (комиссий референдума) всех уровней предоставлять для ознакомления избирателям (участникам референдума), зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным и иным группам по проведению референдума в лице их представителей, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию итоги голосования (в том числе в форме копии протокола) по каждому избирательному участку (участку референдума), результаты выборов по избирательному округу (результаты референдума) в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии (комиссии референдума) и непосредственно нижестоящих комиссий (п. п. 29, 31 ст. 68; п. п. 3, 7 ст. 69; п. 1 ст. 72 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Этим же Законом (п. 2 ст. 72) избирательные комиссии (комиссии референдума), определявшие результаты выборов (референдума), обязаны в течение суток направлять общие данные о результатах выборов по избирательному округу (округу референдума) в средства массовой информации для опубликования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти (общероссийского референдума) осуществляется в течение трех месяцев, о результатах выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления (референдума субъекта РФ, местного референдума) - в течение двух месяцев со дня голосования (п. 4 ст. 72 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

2. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляют бездействие (или ненадлежащее действие) председателя либо секретаря участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), которые заключаются в непредоставлении (или предоставлении с нарушением установленных законом сроков) для ознакомления названным в статье лицам сведений об итогах голосования.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 и ч. 3 комментируемой статьи, состоит в том, что потенциальный виновник - соответственно председатель территориальной или окружной избирательной комиссии (комиссии референдума):

- не предоставляет сведения об итогах голосования для ознакомления лицам, прямо указанным в комментируемой статье;

- направляет их с нарушением установленного срока (или в неполном объеме) в средства массовой информации для опубликования.

Нарушение сроков предоставления упомянутых сведений (либо их неполное представление) в средства массовой информации для опубликования со стороны председателя избирательной комиссии субъекта РФ или председателя Центральной избирательной комиссии РФ составляют объективную сторону правонарушений, предусмотренных соответственно ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи.

Основываясь на буквальном толковании термина "для опубликования", представляется, что речь в данной статье идет о направлении сведений об итогах голосования и (или) результатах выборов (референдума) в печатные (а не электронные) средства массовой информации. В самой же комментируемой статье не указывается вид средства массовой информации, в которые должны направляться такие сведения.

3. Субъект правонарушения специальный, указан непосредственно в комментируемой статье. Субъектом нарушения, предусмотренного в ч. 1 данной статьи, является председатель (а не рядовые члены) участковой избирательной комиссии (комиссии референдума). В ч. ч. 2 - 5 этой статьи субъектами ответственности названы соответственно председатели:

- территориальной избирательной комиссии (комиссии референдума) (ч. 2);

- окружной избирательной комиссии (комиссии референдума) (ч. 3);

- избирательной комиссии (комиссии референдума) субъекта РФ (ч. 4);

- Центральной избирательной комиссии РФ (ч. 5).

Субъектом правонарушения может быть также лицо, временно исполняющее полномочия председателя любой из указанных комиссий.

4. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных в данной статье, может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины (см. ст. 2.2 КоАП РФ и комментарий к ней).