Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется (абзац в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 198-ФЗ:
1) должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение охраны или в служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
3) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.1 - 20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17 - 20.22 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении административных правонарушений на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
5) должностными лицами военной автомобильной инспекции при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, - в помещение военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации или воинской части;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 223-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 февраля 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 7-ФЗ.

6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о животном мире, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2008 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 250-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
7) должностными лицами пограничных органов, военнослужащими, должностными лицами органов внутренних дел (полиции), а также другими лицами, исполняющими обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации, при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (пункт в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 198-ФЗ;
8) должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации - в служебное помещение пограничного органа, служебное помещение органа внутренних дел (полиции), служебное помещение воинской части, находящиеся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации суда и орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) (пункт в редакции, введенной в действие с 22 марта 2005 года Федеральным законом от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 198-ФЗ;
9) пункт утратил силу с 1 июля 2003 года - Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ.;
10) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил - в служебное помещение таможенного органа;
10.1) должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море - в служебное помещение таможенного органа, находящееся в порту Российской Федерации. Используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море суда и другие орудия совершения административного правонарушения подлежат доставлению в порт Российской Федерации (иностранные суда - в один из портов Российской Федерации, открытых для захода иностранных судов) (пункт дополнительно включен с 26 июля 2011 года Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 198-ФЗ);
11) военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, - в служебное помещение учреждения уголовно-исполнительной системы или органа внутренних дел (полиции) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; дополнен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
12) должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.63 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 83 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях, - в служебное помещение органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или органа внутренних дел (полиции) (пункт дополнительно включен с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
13) должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или иного органа, осуществляющего контртеррористическую операцию (пункт дополнительно включен с 15 мая 2006 года Федеральным законом от 29 апреля 2006 года N 57-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ;
14) должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), - в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции);
(Пункт дополнительно включен с 19 июня 2006 года Федеральным законом от 3 июня 2006 года N 78-ФЗ; дополнен с 1 февраля 2008 года Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 410-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 августа 2012 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 57-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года - см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
15) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.67 настоящего Кодекса рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса эти органы составляют протоколы об административных правонарушениях, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения;
(Пункт дополнительно включен с 7 августа 2006 года Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2011 года Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 207-ФЗ.

16) должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 20.17 настоящего Кодекса, - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение.

(Пункт дополнительно включен с 20 декабря 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 424-ФЗ)
2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе (часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

Комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

1. Данная статья содержит ряд принципиальных отличий, которые не могут не учитываться при осуществлении правоприменительной деятельности.

Прежде всего в ней впервые прямо отражен фактически применяемый в настоящее время принудительный характер доставления.

Во-вторых, комментируемой статьей заранее (до вынесения постановления по делу об административном правонарушении) не премируется, что доставляемый является нарушителем.

В-третьих, указывается, что доставление осуществляется только при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте совершения административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

2. Знаковой особенностью понятия доставления, установленного Кодексом, является то, что оно изменяет алгоритм действий органов, уполномоченных выявлять административные правонарушения, и относит доставление как таковое не к процедурным моментам составления протокола об административном правонарушении, а к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Это означает сокращение усмотрения правоприменителя в сфере административного принуждения и его ответственность за неправомерное применение доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Применение доставления предполагает обязательное последующее составление соответствующим должностным лицом протокола о доставлении и возбуждение с этого момента дела об административном правонарушении (см. п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса). В связи с этим доставление физического лица не может быть осуществлено без наличия поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1 Кодекса).

3. Цель доставления - составление протокола об административном правонарушении. Общей целью доставления как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении является и пресечение административного правонарушения, и установление личности нарушителя. Частной целью доставления, связанной с составлением протокола об административном правонарушении, является также сбор и оценка доказательств по делу об административном правонарушении.

4. Данной статьей (п. п. 1 - 15 ч. 1) установлен исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на доставление, который значительно меньше, чем перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Это обусловлено тем, что далеко не все должностные лица органов исполнительной власти на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в соответствии с федеральными законами имеют право на осуществление принудительных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина. Такие полномочия предоставлены, например, полиции (ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции". Доставление вправе производить должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (см. п. 12 ч. 1 комментируемой статьи), военнослужащие пограничных органов (п. 7 ч. 1 данной статьи).

В число особенностей данной статьи входит предоставление органам внутренних дел (полиции) полномочий по доставлению с целью составления протоколов об административных правонарушениях физических лиц в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, при выявлении любых административных правонарушений.

Следует отметить, что в соответствии с Кодексом, по сравнению с ранее действовавшим порядком, права доставления физических лиц в целях составления протокола об административном правонарушении лишены народные дружинники.

Должностные лица, которым в соответствии с настоящим Кодексом предоставлено право доставления физических лиц в целях составления протокола об административном правонарушении, должны строго руководствоваться ст. 1.6 Кодекса.

5. Комментируемой статьей расширяется перечень помещений, в которые могут быть доставлены физические лица, включающий в себя как служебное помещение органа внутренних дел (полиции) (представляется, что это любое служебное помещение данного органа, например, дежурная часть, пункт охраны общественного порядка), так и помещение органа местного самоуправления сельского поселения, служебное помещение подразделения воинской части либо органа управления внутренних войск МВД России, служебное помещение транспортных органов, помещение военной комендатуры или воинской части, служебное помещение пограничных органов, служебное помещение таможенного органа, учреждения уголовно-исполнительной системы. Названный в данной статье перечень помещений, в которые с целью составления протокола об административном правонарушении доставляется физическое лицо, имеет весьма важное значение при сопоставлении положений комментируемой статьи и ст. 27.3 Кодекса об административном задержании, которое по смыслу данных статей осуществляется в вышеуказанных помещениях.

6. Следует отметить, что в комментируемой статье сохранено положение, при котором используемые для осуществления незаконной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ суда и орудия совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре, подлежат доставлению в порт РФ (иностранные суда - в один из портов РФ, открытых для захода иностранных судов). Это связано с тем, что доставление физического лица с целью составления протокола об административном правонарушении во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ не всегда возможно без доставления в ближайший порт РФ соответствующего судна.

7. Статьей 27.2 прямо не определен срок доставления. Указание Кодекса на его возможно короткий срок перешло из соответствующей статьи КоАП РСФСР как наиболее общее и оптимальное для многочисленных и различных по своему содержанию составов административных правонарушений, установленных Кодексом.

8. Необходимо иметь в виду, что фиксация доставления, предусмотренная в ч. 3 комментируемой статьи, обязательна в связи с положениями ст. 28.1 Кодекса, а также в связи с правом физического лица, неправомерно доставленного в целях составления протокола по делу об административном правонарушении, обжаловать такие действия в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 2 ст. 27.1 Кодекса). Исполнение соответствующих обязанностей должностными лицами дежурной части органа внутренних дел регламентировано Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (РГ. 2009. 17 июля).

Другой комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

1. Название данной меры претерпело существенные изменения по сравнению с КоАП РСФСР, ст. 238 которого определялись основания и порядок "доставления нарушителя". Соответствующими изменениями законодатель не только определил возможность применения данной меры в отношении физических лиц и отношении имущества (например, судов и орудий совершения административного правонарушения (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи), но и обеспечил ее соответствие принципу презумпции невиновности в производстве по делам об административных правонарушениях, согласно которому лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).

2. Поскольку целью доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является составление протокола об административном правонарушении, основанием доставления является совершение деяния, содержащего признаки правонарушения.

В этой связи, с одной стороны, недопустимо доставление лица в служебное помещение компетентного органа, например, для проверки документов при отсутствии признаков правонарушения, а с другой - при принятии решения о доставлении уполномоченное должностное лицо не обязано устанавливать все признаки состава правонарушения, достаточно установления события правонарушения.

Следует особо отметить, что наличие в действиях лица признаков состава правонарушения само по себе не дает право уполномоченным должностным лицам осуществить доставление данного лица в служебное помещение органа внутренних дел или иные помещения, указанные в комментируемой статье.

Доставление может применяться только при одновременном наличии еще двух оснований - только в случаях, когда составление протокола об административном правонарушении является обязательным и составить его на месте выявления правонарушения невозможно.

Законодатель предусмотрел только два случая, когда административное наказание может быть назначено без составления протокола об административном правонарушении: если за совершение физическим лицом административного правонарушения предусмотрено наказание в виде предупреждения или административного штрафа и лицо не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание (ч. ч. 1, 2 ст. 28.6 КоАП РФ) и в случае выявления правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств (ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

К обстоятельствам, препятствующим составлению протокола об административном правонарушении на месте его выявления, относятся чаще всего отсутствие у лица, совершившего противоправное действие, документов, удостоверяющих личность, либо появление сомнения в том, что они подлинны, отказ сообщить о себе необходимые сведения, нахождение лица в состоянии опьянения и оказание противодействия при пресечении и процессуальном оформлении уполномоченным должностным лицом правонарушения.

3. Сущность доставления как принудительного препровождения физического лица в служебное помещение органа внутренних дел или иное служебное помещение предполагает не только кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица путем доставления его в служебное помещение, но и подавление при этом возможного сопротивления, как психического, так и физического, - словесного отказа выполнить требование должностного лица, отказа выйти из транспортного средства и др.

4. Доставление как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует отличать от иных мер административного принуждения, в частности административно-предупредительных мер, не связанных с совершением лицами, в отношении которых они применяются, административных правонарушений. Примером последних является доставление физических лиц в помещения органов внутренних дел для установления личности в зоне проведения контртеррористической операции (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

5. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление, закреплен в ч. 1 комментируемой статьи и является исчерпывающим.

Следует особо отметить, что значительное количество должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, несмотря на наличие юрисдикционных полномочий, предусмотренных гл. 23 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, не наделены правом применения мер государственно-властного принуждения для их реализации. На основании обращений должностных лиц указанных органов доставление лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

6. КоАП РФ не определяет сроков доставления, но обязывает уполномоченных должностных лиц осуществить его в возможно короткий срок. Данный критерий определяется в каждом конкретном случае с учетом объективных обстоятельств - погодных условий, наличия транспортного обеспечения, инфраструктуры местности, удаленности места пресечения правонарушения от служебных и иных помещений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

7. Порядок разбирательства уполномоченных должностных лиц с доставленными лицами регламентируется подзаконными нормативными правовыми актами.

Порядок разбирательства с гражданами, доставленными в дежурные части территориальных органов МВД России, закреплен Наставлением о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденным Приказом МВД России от 30.04.2012 N 389.

Наставлением, в частности, определено, что выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специально оборудованном помещении, а также закреплена обязанность оперативного дежурного быть вежливым и тактичным в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений (п. п. 4, 7).

Также Наставлением закреплен исчерпывающий перечень решений, которые могут быть приняты оперативным дежурным в отношении доставленного по результатам выяснения обстоятельств его задержания и доставления (п. 5), основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть (пункт 8), перед размещением доставленных в помещения для задержанных и после их размещения в указанных помещениях (п. п. 9 - 17 и 18 - 28 соответственно).

Особый порядок разбирательства предусмотрен в отношении лиц, обладающих иммунитетом и в силу наличия специального статуса привлекаемых за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности.

В случае если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством РФ он обладает иммунитетом от задержания (судьи, прокуроры и др.), оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, доложив о факте его доставления письменным рапортом на имя начальника территориального органа МВД России и проинформировав дежурную часть вышестоящего территориального органа МВД России (подп. 8.3.1 Наставления). Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания, содержится в приложении N 5 к названному Наставлению.

В случае доставления в орган внутренних дел за совершение административных правонарушений военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, а также сотрудников органов внутренних дел и других лиц, которые согласно требованиям ст. 2.5 КоАП РФ несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, оперативный дежурный после установления личности доставленного, его места службы, а также оснований и причин доставления обязан известить командира воинской части (военного коменданта), начальников соответствующих органов внутренних дел о произведенном доставлении и задержании, вызвать представителя воинской части или указанных органов для передачи доставленного и привлечения последнего к дисциплинарной ответственности (подп. 5.5 Наставления).

В приложении N 1 к Наставлению содержатся Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД России.

8. В отличие от ранее действовавших норм КоАП РСФСР доставление как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях оформляется процессуально: о нем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Дополнительной процессуальной гарантией обеспечения прав граждан является закрепленная ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ обязанность должностных лиц вручить доставленному лицу по его просьбе копию протокола о доставлении.

9. С момента составления протокола о доставлении, если этот процессуальный документ является первым в производстве по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении считается возбужденным (п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).