1. Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 настоящего Кодекса, прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (абзац дополнен с 9 ноября 2006 года Федеральным законом от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ; дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.
При нарушении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма временный запрет деятельности не применяется. Приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.
3. О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.
4. Протокол о временном запрете деятельности подписывается составившим его должностным лицом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица. В случае, если кем-либо из указанных лиц протокол не подписан, должностное лицо делает в нем об этом соответствующую запись.
5. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица.
6. При временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол о временном запрете деятельности, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица указанных в протоколе о временном запрете деятельности мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности (часть дополнительно включена с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ).
(Статья дополнительно включена с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ)
Комментарий к статье 27.16 КоАП РФ
1. Комментируемая статья вводит дополнительно такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, производственных участков, а также временный запрет эксплуатации агрегатов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности. Этот запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил пожарной безопасности, наступлении радиационной аварии, причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства.
2. Учитывая особую опасность для жизни и здоровья людей нарушения перечисленных выше и аналогичных им правил, а также интересы и защиту прав предпринимателей в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, законодатель счел необходимым передать в подведомственность судам решение вопросов о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в результате этой деятельности нарушены перечисленные в п. 1 настоящего комментария правила и нормы, направленные на обеспечение безопасности в конкретных областях производственной деятельности.
До 1 января 2011 г. назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности были уполномочены только судьи. С 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ право назначать такое наказание предоставлено должностным лицам федерального органа исполнительной власти, которые уполномочены применять ч. 3 ст. 9.1 Особенной части Кодекса, упомянутые в ч. 1 ст. 3.12 Кодекса.
В связи с этим в ч. 1 комментируемой статьи внесены изменения, которые с 1 января 2011 г. существенно увеличат срок временного запрета деятельности перечисленных в указанной части объектов - до вступления в законную силу постановления судьи, должностного лица по делу об административном правонарушении.
3. Временный запрет деятельности в административном порядке может быть применен в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, Кодексом предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности.
В комментируемой статье подчеркнуто, что временный запрет деятельности может применяться лишь в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, если предотвращение перечисленных обстоятельств иными способами невозможно.
4. В комментируемой статье в качестве гарантий обеспечения законности применения временного запрета деятельности предусмотрены: 1) определенное ограничение перечня должностных лиц, уполномоченных на такое действие (ч. 2 данной статьи упоминает только тех должностных лиц, которые вправе составлять протоколы о конкретных правонарушениях по статьям Кодекса, предусматривающим наказание в виде административного приостановления деятельности); 2) обязательное составление протокола о временном запрете (ч. ч. 3 - 5 данной статьи). Из смысла комментируемой статьи также следует, что принятие должностным лицом, осуществляющим надзорно-контрольные полномочия, решения о временном запрете деятельности и составление соответствующего протокола обусловливают обязанность данного должностного лица составить второй протокол в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса. Оба протокола должны быть немедленно направлены районному судье (в будущем - иному должностному лицу) по месту совершения правонарушения для рассмотрения дела по конкретной статье Кодекса, предусматривающей наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку обе меры административного принуждения органически связаны (см. ч. 4 ст. 28.8). Для рассмотрения дела установлен пятидневный срок с момента фактического прекращения деятельности филиала, представительства, структурного подразделения юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (см. ч. 5 ст. 29.6).
5. В комментируемой статье (ч. 1) предусмотрено, что временный запрет деятельности не применяется при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку порядок приостановления операций по счетам организаций установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ.
6. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в качестве юридического акта о временном запрете деятельности законодатель определяет протокол, что не требует от должностного лица дополнительно выдавать предписание по этому же поводу.
Другой комментарий к статье 27.16 КоАП РФ
1. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется по наличии двух оснований - если за совершение данного административного правонарушения предусмотрено назначение наказания в виде приостановления деятельности.
К ним относятся правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.27, 6.3 - 6.6, 6.13, 6.15, 8.2, 8.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.21, ч. ч. 2, 3 ст. 8.31, ст. ст. 8.38, 9.1, 9.2, 9.4, 9.9, 9.11, 10.3, 10.6, 10.8, 11.20, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.7, ч. 2 ст. 14.4, ч. 1 ст. 20.4 и др. КоАП РФ.
Единственное исключение из этого перечня составляет правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), - временный запрет деятельности не применяется, хотя в качестве наказания предусмотрено приостановление деятельности.
В этих случаях приостановление операций по счетам организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, производится в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ территориальные органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, направляют соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией и издают постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если данная информация по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.
По решению суда на основании заявления подразделений Федеральной службы по финансовому мониторингу операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством РФ.
2. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяется, если применение данной меры необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, для устранения допущенных нарушений, выразившихся в незаконном привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, либо в нарушении правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).
Применение данной меры носит исключительный характер - она применяется только в тех случаях, когда другими способами предотвратить наступление неблагоприятных последствий невозможно, что корреспондирует с сущностью административного наказания в виде административного приостановления деятельности, для обеспечения исполнения которого применяется временный запрет деятельности.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.03.2005 N 5 разъяснил, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении (п. 23.3 названного Постановления).
Должностное лицо, применившее данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при необходимости принимает меры к ее обеспечению - помещения и места хранения товаров и иных материальных ценностей могут быть опечатаны и т.д. Но при этом не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
При применении данной меры протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передается на рассмотрение судье или уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. ст. 3.12, 23.31 КоАП РФ) немедленно после их составления (ч. 4 ст. 28.8 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении в этом случае должно быть рассмотрено судьей или уполномоченным должностным лицом органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, не позднее 7 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).