1. Изъятые вещи подлежат оценке в случае, если:
нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей;
изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение;
изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат уничтожению.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 494-ФЗ.
2. Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
(Часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 316-ФЗ.
3. Пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.
Комментарий к статье 27.11 КоАП РФ
1. Данная статья направлена на обеспечение прав физических и юридических лиц на возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями должностных лиц по изъятию вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.
2. Вид административного наказания, на который ссылается ч. 1 комментируемой статьи, установлен в ст. 7.27, ч. 2 ст. 8.17, ст. 14.20, 15.25, 16.1, 16.2, 16.9, 16.16 - 16.21 и др.
3. Порядок оценки изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче и в связи с этим направляемых на реализацию или уничтожение, а также изъятых из оборота в соответствии с законодательством РФ этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащих направлению на переработку или уничтожению, определен соответствующими нормативными правовыми актами Правительства РФ, принимаемыми во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изм. и доп.).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П (РГ. 2010. 23 июля) положения части 2 комментируемой статьи признаны не соответствующими Конституции РФ "в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования позволяют при оценке стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа, использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту его часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов". Приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ обусловливает необходимость изменения как таможенного законодательства, так и нормы ч. 2 комментируемой статьи в целях обеспечения справедливого подхода к оценке действий лиц, пересекающих таможенную границу РФ с вещами (товарами), приобретенными за рубежом для личного пользования.
4. В ч. 2 данной статьи не указаны конкретные должностные лица, которые вправе оценивать стоимость изъятых вещей, из чего следует, что такая оценка производится должностными лицами, изъявшими вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, самостоятельно либо с привлечением эксперта. При осуществлении своей деятельности последний руководствуется Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
5. Применительно к ч. 3 данной статьи следует иметь в виду, что понятие валюты Российской Федерации установлено Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп.).
Другой комментарий к статье 27.11 КоАП РФ
1. Изъятые вещи подлежат оценке в трех случаях. Во-первых, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей. Такое наказание может быть назначено за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение) и за некоторые административные правонарушения в области таможенного дела (ст. ст. 16.1, 16.2, 16.9, 16.16 - 16.22 КоАП РФ).
Во-вторых, если изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию и уничтожение.
В-третьих, если изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат направлению на переработку или уничтожению.
Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.05.2013 N 430.
3. Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по государственному регулированию цен на продукцию, товары и услуги, имеющие наибольшее значение и требующие единообразного правового регулирования на всей территории РФ. К ним относятся газ природный (кроме реализации населению и жилищно-строительным кооперативам), продукция ядерно-топливного цикла, продукция оборонного назначения, водка и ликероводочные изделия крепостью свыше 28% и т.д.
В отношении изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза.
В частности, в соответствии со ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.
В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.
В остальных случаях стоимость изъятого имущества определяется на основании его рыночной стоимости.
Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках. Кроме того, учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары, потерей товарами качества или иных потребительских свойств, истечением сроков годности, маркетинговой политикой, и т.д.
4. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта. Экспертами могут выступать специалисты торгово-промышленных палат, ломбардов, автотехнических мастерских, имеющие право на производство экспертиз. Выводы исследования оформляются заключением эксперта и имеют доказательственное значение по делу об административном правонарушении.