Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Комментарий к статье 26.11 КоАП РФ
1. В комментируемой статье провозглашен общепринятый в международной и отечественной юрисдикционной деятельности принцип свободной оценки доказательств правоприменителем. В данном случае речь идет о судье, должностном лице, единолично рассматривающих дело об административном правонарушении, а также о членах коллегиального органа.
Провозглашая, что указанные выше лица оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, данная норма одновременно указывает, что это убеждение должно основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Процесс оценки доказательств предполагает, что субъект административной юрисдикции должен исследовать их относимость, допустимость, достоверность, достаточность, взаимную связь (см. комментарий к ст. 26.2). Объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях, причинах и условиях правонарушения, обстоятельствах его совершения в совокупности, взаимосвязи всех факторов может способствовать справедливому разрешению дела.
2. Внутреннее убеждение при оценке доказательства означает самостоятельное решение лицом, рассматривающим дело, вопросов о достоверности доказательств, т.е. истинности или ложности соответствующих сведений как конкретной информации. Самостоятельная оценка доказательств исключает возможность какого бы то ни было воздействия на судью, члена коллегиального органа, должностное лицо. Одновременно возникает вопрос о компетентности соответствующего лица, так как свободная оценка доказательств возможна только при надлежащем знании материальных норм и процессуального порядка их применения.
3. В ходе оценки доказательств особое значение имеет решение вопроса об относимости доказательств, т.е. правоприменитель вправе принять к рассмотрению лишь те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, относящиеся к делу. Объективная оценка доказательств способствует всестороннему и полному рассмотрению всех обстоятельств дела.
4. Требования допустимости доказательств также являются необходимыми с точки зрения их оценки правоприменителем.
Следует иметь в виду, что судебные постановления, иные официальные документы, представленные компетентными органами, не требуют доказывания и должны объективно учитываться.
5. Результаты оценки всей совокупности доказательств субъектом административной юрисдикции должны найти адекватное отражение в постановлении по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 29.10).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11, а также с учетом требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ) (см. п. 18 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Другой комментарий к статье 26.11 КоАП РФ
Перечень органов, должностные лица которых осуществляют производство по делу об административном правонарушении, определен ст. ст. 23.2 - 23.63 Кодекса. Указанные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, при этом руководствуясь не абстрактными рассуждениями, а исходя из всестороннего, полного, исчерпывающего, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом следует иметь в виду, что никакие доказательства для судьи, органа, должностного лица не имеют заранее установленной силы и должны быть исследованы и подвергнуты критическому анализу. В постановлении необходимо указать мотивированное заключение, почему то или иное доказательство отвергнуто или принято.
Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:
1) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса;
2) в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление - при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1);
3) при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10);
4) при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11);
5) при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11).